Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования» МО «Кабанский район» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Кабанский дом детского творчества» Утверждаю: Директор ДДТ Шатова Н.А Утверждена: Педагогическим советом ДДТ Протокол № ____________________ «___» сентября 2021 г. «___» сентября 2021 г. дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Звонкая струна» Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Надяйкин Александр Иванович Педагог дополнительного образования с.Кабанск, 2021г. Содержание: Пояснительная записка Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность Цель программы Основные задачи Отличительные особенности программы Формы и режим занятий Ожидаемые результаты обучения Формы подведения итогов реализации программы Учебно-тематический план Содержание учебного плана Методическое обеспечение программы Условия реализации программы Механизм оценки результатов Диагностические карты Список методической литературы Стр. 2 - 3 Стр. 3 Стр. 4 Стр. 4 Стр. 4 - 6 Стр. 6 - 7 Стр. 7 - 8 Стр. 9 Стр. 9 - 10 Стр. 11 - 17 Стр. 17 - 33 Стр. 33 Стр. 33 Стр.34 Стр.35 Пояснительная записка Совершенствование системы воспитания, в том числе эстетического, всестороннее удовлетворение духовных потребностей молодежи на сегодня является важнейшей проблемой. Необходимо значительно больше внимания уделять социальным проблемам молодежи и прежде всего развитию и более полному удовлетворению общественно значимых интересов и потребностей юношей и девушек в сфере образования и культуры для наиболее разумного использования свободного времени. Одним из способов реализации свободного времени молодежи является любительское музицирование в самых разных жанрах. Оно охватило довольно широкие круги молодежи, ведь каждый мальчик или девушка, дойдя до определенного возраста, мечтает научиться игре на гитаре. Объективно возникла необходимость в педагогическом руководстве стихией этого массового увлечения, направление её в русло подлинного творчества. Подросткам необходимы такие объединения, в которых каждый мог бы чувствовать себя комфортно, быть принятым таким, каков он есть, чувствовать заинтересованность других в его личностном росте. Эти идеи изложены в программе «Звонкая струна». Данная программа по типу является авторизованной, по своей целевой установке - творческо-познавательной. При разработке программы был использован опыт работы Б.А.Брылина и его пособие «Вокально-инструментальные ансамбли школьников». Программа «Звонкая струна» была разработана в 2000 – 2001 учебном году. Включает в себя изучение и овладение игрой на 6-струнной акустической гитаре, развитие навыков пения с собственным сопровождением и концертных выступлений. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы. Направленность Художественная. Актуальность Гитара является популярным инструментом в любой среде и среди любых возрастов. Благодаря сравнительно недорогой цене, компактным размерам и мнимой легкости обучения игре на этом инструменте, гитара вытесняет другие популярные для домашнего музицирования инструменты. Возрастающая популярность инструмента рождает спрос на обучение как в профессиональных музыкальных учреждениях, так и в сфере дополнительного образования. Новизна программы заключается в том, что создаются условия вхождения в мир искусства широкому кругу детей с разными музыкальными способностями и предпочтениями. Знакомит воспитанников с различными жанрами гитарного искусства. Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения. Для детей с недостаточным развитием музыкальных и физиологических способностей, требования, предусмотренные программой, могут быть скорректированы в соответствии с индивидуальными данными. Педагогическая целесообразность программы в учете особенностей детей подросткового возраста, в разнообразии видов деятельности, в условиях Дома детского творчества, в дополнительной возможности самоутверждения и самореализации, в том числе и участие в тематических мероприятиях и концертной деятельности. Программа не предусматривает профессионального обучения, так как ориентирована на детей с различными музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре. Программа «Звонкая струна» предусматривает 5 видов деятельности: - обучение игре на акустической гитаре; - изучение основ музыкальной грамоты - игра ансамблем; - работа над индивидуальным репертуаром; - практика концертных выступлений; Цель программы: Создание качественных условий для развития полноценной личности, через включение детей в музыкальную деятельность, посредством организации творческих форм сотрудничества детей и взрослых; создание необходимых условий для развития творческой одаренности у детей, посредством приобщения их к игре на гитаре. Программа предназначена для работы с детьми, подростками и молодежью в системе дополнительного образования. . Задачи программы: образовательные задачи: - усвоение основных знаний, входящих в содержание программы; - обучение основным приемам игры на акустической гитаре сольно, в ансамбле и развитие навыков пения с собственным сопровождением. - усвоение необходимых знаний по основам музыкальной грамоты. развивающие задачи: - гармоничное развитие музыкального слуха и звуко-слуховой ориентации; - развитие воображения, фантазии; - развитие творческой самостоятельности, индивидуальности; воспитательные задачи: - формирование активной жизненной позиции; - формирование общей культуры обучающихся; - формирование потребности творческого роста и самосовершенствования; - воспитание доброжелательности в коллективе; - воспитание трудолюбия и ответственности. Отличительные особенности программы Данная программа компенсирует недостаток музыкального образования. Деятельность объединения развивается на принципах: постепенности, индивидуализации, и тесного взаимодействия педагога с детьми и их родителями. Разноуровневое обучение, которое предполагает переход ребенка на новый уровень, по мере усвоения материала и подготовленности. Разнонаправленность обучения, дает право выбора по жанрам: Авторская (бардовская) и народная песня; Романс; Классическая и эстрадная инструментальная музыка; Сольное и ансамблевое исполнение. Продолжительность обучения по данной программе для детей 12-17 лет – 2 года, в течение которых основное внимание уделяется развитию навыков музыкальной деятельности. В третий и последующие годы – главным становится совершенствование уровня концертных выступлений. Творческое объединение могут посещать учащиеся средних общеобразовательных школ Кабанского района республики Бурятия, имеющие склонность к музыкальному творчеству. Занятия проводятся по подгруппам (2-3 чел.) и индивидуально. Продолжительность одного занятия: 45 минут. Режим занятий: 2 раза в неделю. При записи детей в кружок используются следующие принципы: 1. доступность – обучение бесплатное; 2. демократичность – любой ребенок в возрасте от 12 до 17 лет может записаться в коллектив, независимо от социального статуса и половой принадлежности (мальчики-девочки); 3. информативность – каждый ребенок, желающий записаться в коллектив, получает необходимую информацию о нем, о направлении деятельности, о требованиях, которые предъявляются ребенку. Методы обучения. 1. Наглядный – практический показ способов деятельности (технические упражнения); 2. Словесный – объяснение, передача информации словами; 3. Объяснительно-иллюстративный – объединяет два предыдущих, педагог передает информацию различными средствами, дети воспринимают, осознают, фиксируют данную информацию; 4. Практический – практическая деятельность детей по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способах деятельности; 5. «Игровой» – использование игровых моментов, упражнений, ситуаций, «включение» художественного и образного мышления детей; 6. Самостоятельный – дети самостоятельно выполняют задания педагога; 7. Метод создания проблемной ситуации – перед детьми ставится проблема, они должны благоприятно её решить и предложить пути выхода. Основные приемы, используемые педагогом образовательного процесса. в организации 1. Убеждение – одна из форм педагогического воздействия на ребенка. Формы убеждения: слово, дело, пример, одна из форм убеждения – опора на мотивацию, например: для того, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, необходимо долго тренироваться. За убеждением обязательно следует призыв к конкретной деятельности. 2. Упражнения – специальные упражнения тренировочного характера. Цель упражнений – выработка, закрепление умений и навыков. 3. Стимулирование – т.е. побуждение к чувствам, действиям. Это поощрение (похвала, поддержка, одобрение, награждение). 4. Контроль и самоконтроль. Контроль выполнения поставленных задач, результативности работы педагога, детей: тесты, анкеты, зачеты. 5. Сотрудничество – как совместная деятельность, общение педагога и детей; активная позиция ребенка в образовательном воспитательном процессе. 6. Создание ситуации успеха, т.е. формирование у каждого ребенка опыта индивидуальных достижений, успеха в реализации своих знаний, умений, навыков; своих способностей. Формы и режим занятий Занятия могут индивидуально. проходить со всем коллективом, по подгруппам, Беседа, на которой излагаются исторические и теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами. Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают упражнения для развития техники, вокальные и инструментальные произведения различных жанров. Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются навыки пользования техническими средствами (микрофонами), сценической культуры. Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей. Выездное занятие – посещение фестивалей. концертов, праздников, конкурсов, Каждое занятие строится по схеме: Настройка инструментов; Исполнение упражнений для развития техники; Вокальная работа; Работа над разучиваемым репертуаром; Подведение итогов занятия; Задание на дом. Концерты и выступления. Репертуар подбирается с учётом возрастных и психофизических особенностей участников. Песни с собственным сопровождением должны быть значительно легче в техническом отношении, чем остальной репертуар, так как при их исполнении внимание ребят, кроме игры на гитаре, занято пением. Донесением до зрителей идейно-художественного замысла произведения. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года. Результат и качество обучения отслеживаются в творческих достижениях обучающихся, участия в учрежденческих, районных, региональных и Всероссийских конкурсах. Ожидаемые результаты обучения. К концу первого года обучения воспитанники должны Знать: Конструктивные элементы гитары. Их назначение; Правила техники безопасности при эксплуатации, транспортировке и хранении струнных щипковых музыкальных инструментов; Основы музыкальной грамоты (в объеме программы первого года); Правила посадки, постановки рук и тела во время исполнения; Уметь: Бережно обращаться с инструментом; Под контролем педагога настраивать инструмент; Самостоятельно разучивать не сложные произведения по нотам; Применять простейшие способы гитарного аккомпанемента; Связно, ритмично, осмысленно исполнять разучиваемые произведения (сольно, в ансамбле, с собственным сопровождением); Понимать характер и содержание исполняемого произведения; Использовать элементарные средства выразительности; Выступать перед небольшой аудиторией; музыкальной К концу второго года обучения воспитанники должны Знать: Сетку основных аккордов (минорные, мажорные, септаккорды); Буквенно-цифровую систему обозначения аккордов; Основы музыкальной теории (в объеме программы второго года); Звукоряд различных позиций; Жанры музыкального искусства; Уметь: Самостоятельно обслуживать инструмент (замена струн, чистка, настройка); Находить ноты и аккорды в разных позициях; Применять различные способы гитарного аккомпанемента; Самостоятельно разучивать музыкальные произведения по нотам и аккордовым табулатурам; Осознанно воспринимать единство формы и содержания музыкального произведения; Дать критическую оценку уровню своего исполнения; Активно участвовать в творческой жизни учреждения; В третий и последующие годы обучения наиболее ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение музыкальным инструментом, развитие вокальных навыков, умение пользоваться техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал. Обучающиеся не редко самостоятельно подбирают материал для разучивания, а в некоторых случаях включают в него и собственные сочинения, созданные под руководством педагога. Работают над созданием художественного образа, принимают активное участие в концертах и конкурсах различного уровня. Формы подведения итогов реализации программы. Программа предполагает различные формы определения результативности. В их числе основными являются: Участие воспитанников в массовых мероприятиях Дома детского творчества, общеобразовательной школы, районного дома культуры, концертах, фестивалях и конкурсах. Промежуточная и итоговая аттестация в виде диагностики в середине и в конце учебного года. Учебно-тематический план. Первый год обучения. № Название раздела, темы. Количество часов. Всего. Теория. Практика . Формы аттестации/контроля. 1. Знакомство с инструментом. 4 1 3 Опрос. Визуальный контроль. 2. Аппликатура правой руки. 5 1 4 Практическая работа. 3. Аппликатура левой руки 5 1 4 Практическая работа. 4. Ноты в скрипичном ключе. 5 1 4 Тестирование. Самостоятельная работа. 5. Строй шестиструнной гитары. 8 2 6 Опрос. Практическая работа. 6. Звукоряд первой позиции. 8 2 6 Тестирование. 7. Длительности нот. 5 1 4 Самостоятельная работа. 8. Паузы. Длительности пауз. 5 1 4 Самостоятельная работа. 9. Такт. Затакт. Размер. 10. Знаки альтерации. ига. Нота 11.и Лига. Нота и пауза с точкой. Пунктирный ритм. 12. Работа над репертуаром 13. Музыкальноисполнительская деятельность. Итого: 5 1 4 Самостоятельная Работа 5 1 4 Тестирование. Практическая работа. 5 2 3 Тестирование. Практическая работа. 10 4 6 Технический уровень. 2 1 1 Оценка художественного уровня. 72 19 53 Содержание учебного плана. 1.Знакомство с инструментом. Теория: Исторические сведения о гитаре. Устройство и назначение конструктивных элементов. Техника безопасности. Практика: Выработка правильной посадки и положения инструмента в руках исполнителя. 2. Аппликатура правой руки. Теория: Нумерация пальцев правой руки. Положение пальцев на струнах. Практика: Разучивание серии упражнений на открытых струнах. Развитие навыка использования различных аппликатурных приемов. 3. Аппликатура левой руки. Теория: Нумерация пальцев левой руки. Положение пальцев на струнах. Практика: Разучивание упражнений на развитие кисти левой руки. Выработка аппликатурной дисциплины. 4. Ноты в скрипичном ключе. Теория: Исторические сведения о названии нот и ключей. Расположение нот на клавиатуре фортепиано и нотном стане. Октава. Практика: Графическое изображение ноты и скрипичного ключа. Определение названий нот первой октавы. 5. Строй шестиструнной гитары. Теория: Унисон. Способы настройки гитары под инструмент с фиксированным строем. Техника безопасности. Практика: Обучение настройке отдельно взятой открытой струны. Настройка в унисон и в октаву с соседней струной. 6. Звукоряд первой позиции. Теория: Обозначение на нотоносце номеров струн и ладов. Положение кисти левой руки в первой позиции. Расположение нот первой позиции на инструменте и в нотной записи. Практика: Разучивание на гитаре звукоряда первой позиции в восходящем и нисходящем движении. Определение названия нот на инструменте. 7. Длительности нот. Теория: Метроритмическая организация звуков мелодии. Дробление целой ноты на половинные, четверти и восьмые. Счет длительностей. Практика: Исполнение со счетом вслух нот разной высоты и длительности. Разучивание не сложной знакомой мелодии. 8. Паузы. Длительности пауз. Теория: Пауза – перерыв звучания одного или нескольких голосов в музыкальном произведении. Дробление целой паузы на половинные, четверти и восьмые. Счет длительностей пауз. Практика: Графическое изображение пауз. Разучивание мелодии с различными видами пауз. 9. Такт. Затакт. Размер. Теория: Такт – основная ячейка музыкального метра. Сильные и слабые доли такта, образующие размер музыкального произведения. Мелодия из затакта. Практика: Определение сильной доли такта на слух. Определение музыкального размера по чередованию сильных и слабых долей такта. Способы гитарного аккомпанемента. 10. Знаки альтерации. Теория: Тон, полутон на клавиатуре фортепиано и на гитаре. Назначение знаков альтерации. Ключевые и случайные знаки. Понятие «Лад и Тональность». Практика: Графическое изображение диеза, бемоля и бекара. Нахождение альтерированных нот на инструменте. Разучивание по нотам упражнений с ключевыми и случайными знаками. Основные ступени лада. 11. Лига. Нота и пауза с точкой. Пунктирный ритм. Теория: Лига – знак увеличения длительности ноты. Лига – знак исполнения на «Легато». Точка – знак увеличения длительности ноты и паузы. Пунктирный ритм. Штрихи. Практика: Разучивание аккордовых построений и мелодии с чередованием относительно долгого звука и в три раза более короткого. Игра на «легато», «стаккато». Способы гитарного аккомпанемента. 12. Работа над репертуаром. Теория: Особенности звукоизвлечения и пения при исполнении музыкальных произведений для разной аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др. Практика Работа с песенными сборниками. Игра в ансамбле. Классическая музыка для гитары. Подбор индивидуального репертуара с учетом психофизического развития воспитанников. 13. Музыкально-исполнительская работа. Теория: Воспитание интереса к высокохудожественным образцам музыкального искусства, умению отличать их от низкопробных поделок поп индустрии. Развитие навыков игры на инструменте, умения петь для зрителей. Игра в ансамбле. Практика: Организация мини-концертов в объединении. Участие в мероприятиях дома детского творчества. Рекомендуемые упражнения Упражнения на всех струнах. Упражнения на басовых струнах. Упражнения на прием арпеджио. М. Каркасси. Упражнения и прелюды. Освоение грифа гитары в пределах 1 позиции, разучивание мелодии, игра с педагогом в ансамбле. Развитие аккордовой техники. Примерный репертуар для первого года обучения Инструментальные произведения: 1.М.Красева. Песенка про елочку (одноголосие). 2.Ф. Сор. Этюд До мажор (одноголосие). 3.Упражнение Птичка (одноголосие). 4.Со вьюном я хожу. Рус. Нар. Песня (одноголосие). 5.Во саду ли, в огороде. Рус. Нар. Песня. Обр. П.Агафошина (двухголосие). 6.Во поле береза стояла. Рус. Нар. Песня. Обр. Е.Ларичева (двухголосие). 7.Ф.Сор. Этюд ля минор (двухголосие). 8.Ф.Карулли. Вальс До мажор. 9.М.Джулиани. Этюд ля минор. Вокальные произведения: 1.Пожелание друзьям. Муз. и сл. Б.Окуджава. 2.У синего моря (Алые паруса). Автор неизвестен. 3.Домбайский вальс. Муз. и сл. Ю.Визбора. 4.Кораблик «Детство». Автор неизвестен. 5.Милая моя. Муз. и сл. Ю.Визбора. 6.Ты да я, да мы с тобой. Автор неизвестен. Произведения для ансамбля 1.Мелодия. Муз. А.Рубинштейна. 2.Маленький принц. Муз. М.Таривердиева. 3.Наталия-вальс. Муз. П.Чайковского. 4.Адажио ля минор. Муз. Л.Бирха. Учебно-тематический план. Второй год обучения. № 1. Название раздела Количество часов Всего Теория Закрепление тем первого 5 2 года обучения Практика 3 Формы аттестации/контроля Опрос 2. Способы гитарного аккомпанемента 10 2 8 Практическая работа 3. Буквенно-цифровая система 8 2 6 Практическая работа 4. Позиции 5 2 3 Зачет 5. Аббревиатура 4 2 2 Самостоятельная работа 6. Баррэ 12 2 10 Практическая работа 7. Работа над репертуаром 22 6 16 Технический уровень 8. Музыкальноисполнительская деятельность 4 1 3 Оценка художественного уровня 9. Итоговое мероприятие 2 1 1 Отчетный концерт Итого: 72 20 52 Содержание учебного плана 1. Закрепление тем первого года обучения. Теория: Краткий обзор пройденного материала Практика: Игра упражнений. Повтор репертуара первого года обучения. 2. Способы гитарного аккомпанемента. Теория: Виды гитарного аккомпанемента – как средство передачи характера музыкального произведения. Практика: Исполнение гармонических построений с применением усложненных видов арпеджио, бряцания. Дальнейшее развитие техники игры. 3. Буквенно-цифровая система обозначения аккордов. Теория: Запись аккордового сопровождения по буквенно-цифровой системе. Септаккорды, секстаккорды, увеличенные, уменьшенные. Практика: Разучивание гармонических построений с использованием простых аккордов в сочетании с более сложными. Дальнейшее расширение аккордовой базы. 4. Позиции. Теория: Общие сведения и правила использования разных позиций. Обозначение в нотной записи. Аппликатура. Практика: Знакомство со звукорядом других позиций (IV, VII, XIX). Сочетание разных позиций в мелодии, музыкальных пьесах. 5. Аббревиатура. Теория: Знаки сокращения нотного письма – как средство упрощения разучивания и восприятия музыки. Практика: Работа с песенными сборниками. Самостоятельная работа над репертуаром. 6. Баррэ. Теория: Баррэ – важнейший аппликатурно-технический прием. Разновидности Баррэ. Практика: Изучение сетки Баррэ. Тренировка кисти левой руки. Разучивание аккордовых построений с применением Баррэ. 7. Работа над репертуаром. Теория: Ведение песенника. Классическая музыка для гитары. Подбор индивидуальной музыкальной программы. Практика: Подбор музыкальных произведений «на слух». Самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Организация мини-концертов в объединении. Участие в мероприятиях дома детского творчества. Работа с классическими произведениями для гитары, работа с табулатурой, нотным текстом Практическая работа по самостоятельному разучиванию музыкальных произведений. Музыкально – исполнительская работа. Теория: Формирование музыкальной культуры учащихся базируется на трех направлениях: 1. Мировоззренческое – Донесение до воспитанников идейноэстетической сути музыкального произведения. 2. Музыковедческое - Осознанное восприятие единства формы и сути музыкального произведения. 3. Исполнительское – Дальнейшее воспитание у детей потребности в музыкальной и концертной деятельности. Практика: Отработка навыков игры на гитаре. Отработка умения петь для зрителей. Игра в ансамбле. Участие в концертах, конкурсах, мастерклассах и др. мероприятиях. Шефская помощь воспитанникам 1 года обучения. Итоговое мероприятие. Теория: Правила поведения на сцене. Психологический настрой на успех. Практика: Владение техническими средствами на сцене. Примерный репертуар для второго года обучения Инструментальные произведения 1.М.Каркасси. Полька Соль мажор. 2.О.Зубченко. Этюд-упражнение. 3.Д.Фортеа. Вальс ля минор. 4.М.Джулиани. Этюд До мажор. 5.То не ветер ветку клонит. Обр. О.Зубченко. 6.Л.Валькер. Маленький романс. 7.М.Каркасси. Андантино. 8.М.Джулиани. Аллегро. 9.М.Каркасси. Аллегретто. Вокальные произведения 1.Алые паруса. Обр. В.Ланцберга. 2.Шепот ветра. Автор неизвестен. 3.Осенние дожди. Муз. и сл. Ю.Визбор. 4.Так вот бывает. Обр. А.Лемыша. 5.Вальс в ритме дождя. Автор неизвестен. 6.Песенка о пехоте. Муз. и сл. Б.Окуджава. 7.Донской монастырь. Муз. и сл. А.Городницкого. 8.Негаданно - нечаянно. Муз. и сл. Ю.Кима. 9.Песенка об Арбате. Муз. и сл. Б.Окуджава. 10.Острова в океане. Муз. и сл. А.Городницкого. Произведения для ансамбля 1.Блюз. Муз. Ю. Шилина. 2.Ария Магдалины. Муз. Э.Л. Уэббера. 3.Дилижанс. Муз. Ю. Смирнова. 4.Кубинская самба. Муз. С. Лагапелли. Методическое обеспечение программы. Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента – «наблы», внешним видом напоминающего гитару. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII веке арабы завозят её в Испанию, где она вскоре получила полное признание. Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. Чем же объяснить столь широкое распространение гитары. Главным образом тем, что на ней можно играть соло, аккомпанировать пению, другим музыкальным инструментам, ее можно встретить в различных оркестрах и ансамблях. Малые габариты, необычайно певучий, глубокий и одновременно прозрачный звук – обосновывает любовь к этому универсальному инструменту широкого круга почитателей от романтиков-туристов до профессиональных музыкантов. Гитара имеет шесть металлических, либо нейлоновых струн. Гриф с корпусом соединяется в районе 12 лада, всего на грифе 19 ладов. Строй гитары: первая струна 1 – ми первой октавы, вторая струна 2 – си малой октавы, третья струна 3 – соль малой октавы, четвёртая струна 4 – ре малой октавы, пятая струна 5 – ля большой октавы, шестая струна 6 – ми большой октавы. Гитара инструмент транспонирующий, т.е. для удобства чтения с листа ноты записываются на октаву выше. Диапазон гитары: три октавы плюс квинта от «ми» большой до «си» второй октавы (записывается от ми малой до си третьей октавы). На гитаре играют сидя, такое положение более удобно для закрепления правильной постановки рук. С первых же уроков начинающему гитаристу необходимо привыкнуть к правильному положению инструмента, которое будет способствовать свободному положению рук и, возможно, меньшей утомляемости при игре. Сядьте на стуле удобно, ближе к краю, не допуская отклонений назад или в стороны. Гитара в месте изгиба деки кладётся на левую ногу. Головка грифа должна находиться на уровне плеча исполнителя; нижняя дека в левой части корпуса слегка касается груди и располагается почти вертикально полу. Левая нога гитариста ставится на маленькую скамеечку, обычно складную. Это делается для того, чтобы избежать сползания гитары в направлении колена. Высота скамеечки зависит от роста играющего и колеблется от 10 до 15 см. Необходимо контролировать свои ощущения при игре: руки и корпус исполнителя должны быть свободны, не напряжены. Правая рука кладется локтевым сгибом на край широкой части корпуса гитары. Рука не нажимает на корпус, а лишь опирается на него. Кисть руки, находясь над струнами в полусогнутом положении с небольшим уклоном в сторону подставки, свободна, не напряжена. Пальцы находятся на струнах над розеткой: большой - на одной из басовых, остальные - на тонких струнах, касаясь их подушечками. Пальцы должны быть перпендикулярны струнам, а кисть расслаблена. Пальцы правой руки обозначаются буквами латинского алфавита: большой (pulgar) – p; указательный (indice) – i; средний (medio) – m; безымянный (anular) – a. Если функция правой руки состоит в извлечении звуков, то левая рука эти звуки изменяет и подготавливает. Четыре пальца левой руки - указательный, средний, безымянный и мизинец - используются для прижатия струн на ладах. Большой палец не прижимает струны, его место за грифом. Он находится примерно против среднего пальца с обратной стороны грифа и почти параллельно по отношению к металлическим порожкам. Большой палец создает контрсилу и давление на гриф остальных пальцев, давление этих пальцев должно быть достаточно сильным, но не чрезмерным, т.е. не сковывающим. Ногти левой руки должны быть коротко острижены, чтобы не касаться ими грифа. Пальцы кончиками-подушечками прижимают струны под прямым углом к грифу. Ладонь не соприкасается с нижней стороной грифа. Пальцы левой руки обозначаются арабскими цифрами: указательный – 1; средний –2; безымянный – 3; мизинец - 4. Работа над аппликатурой помогает беззвучно подменять пальцы, развивать пальцевое легато, приемы скольжения, вырабатывает навыки легкости и изящества исполнения, включает практические упражнения по технике игры. Тирандо, или щипок, обозначается в нотах знаком При использовании приёма тирандо слегка согнутый палец правой руки защипывает струну и движется к центру ладони. Апояндо, или игра с опорой, обозначается знаком При игре апояндо движение пальцев осуществляется сверху вниз или снизу вверх, с остановкой на следующей струне. Аккордами называется одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты. Ноты, соответствующие этим звукам, располагаются одна под другой. Аккорды следует исполнять слитно, чтобы звучание всех звуков было одновременным и ровным. Арпеджио, или гармонической фигурацией, называется разложение аккорда, при котором составляющие его звуки берутся в любом порядке. Исполнение различных видов арпеджио способствует развитию техники правой руки. Рекомендуется добросовестно прорабатывать все виды арпеджио, добиваясь четкости и ровности звучания. Комбинации арпеджио на гитаре весьма многочисленны и разнообразны: Арпеджато −это быстрое исполнение звуков, входящих в аккорд. Обозначается волнистой чертой, и исполняется, как правило, за счет предшествующей длительности. Пишется: Исполняется: Баррэ − приём игры на гитаре, при котором указательный палец левой руки плотно прижимает все или несколько струн на одном из ладов. Баррэ бывает большим и малым. Если указательный палец прижимает 3-4 струны, то это малое баррэ, 5-6 струн - большое. Обозначается знаком квадратной скобки и римской цифрой, обозначающей лад. Легато (связно) − это связный (плавный) переход от звука к звуку. Такое исполнение обозначается лигой (дугообразной линией). Для гитары лига, охватывающая группу нот, означает определенный приём звукоизвлечения. Этот приём заключается в том, что правой рукой извлекается только звук первой ноты, а остальные звуки − пальцами левой руки. На гитаре различается три вида легато: Восходящее Нисходящее На разных струнах Стаккато − отрывистое, острое исполнение звуков. Обозначается точкой над или под нотой: На гитаре штрих стаккато можно осуществить, закрывая струну после извлечения звука, прерывая тем самым звучание. Это можно делать пальцами как правой, так и левой руки, или комбинировать эти два варианта. Вибрато (вибрация) − одно из наиболее важных средств музыкальной выразительности. Оно увеличивает длительность звучания и придает ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос. Осуществляется путем покачивания пальца левой руки на прижатой струне. Глиссандо (итал. glissando) музыкальный термин, означающий плавное скольжение от одного звука к другому, даёт колористический эффект. На гитаре глиссандо исполняется следующим образом: палец левой руки ставят на определённый лад и вслед за ударом передвигают этот палец, не снимая его со струны, быстрым скользящим движением до следующего лада. При этом первый звук звучит от удара правой руки, а второй звучит уже без удара, благодаря сохранению вибраций струны от удара первого звука. Использование этого приёма как бы связывают два звука. Нужно иметь в виду, что само скольжение исполняется за счёт конца первого звука. Портаменто (скольжение) − это способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берется точно, а используется короткий и плавный переход к нужной высоте от предыдущей ноты. На гитаре он исполняется следующим образом: Поставьте 1-й палец на IV лад четвёртой струны (фа-диез). После щипка он должен скользнуть по струне до VIII лада, прижимая ее с необходимой силой, чтобы отчётливо был слышен конечный звук ля-диез. Умелое и нечастое использование приёма портаменто может украсить музыкальную фразу. Если скольжение затянуто или излишне подчёркнуто, то в этом случае речь идет уже о приёме глиссандо. Быстрое и многократное повторение одного звука или аккорда называется Тремоло. Этот приём исполнения на гитаре создает эффект непрерывно-слитного звучания мелодии и напоминает игру на мандолине, домре или балалайке. Широкое распространение в музыке для гитары получило тремоло на одной струне, исполняемое тремя пальцами правой руки (a - m - i), которые извлекают звуки тирандо. Главное внимание в игре этими пальцами уделяется точности и ровности (по силе и тембру) извлечения звуков. Большой палец в это же время самостоятельно извлекает звуки нижнего голоса и не должен оказывать влияние на устойчивость кисти правой руки. Сила, ровность, быстрота и свобода в тремоло достигается постепенно при ежедневной и основательной проработке простых и сложных упражнений в медленном и предельно быстрых темпах. Флажолеты − это звуки со своеобразной тембровой окраской. Звучание флажолетов − тихое, нежное, холодноватое. Флажолеты бывают искусственные и натуральные. Натуральный флажолет возникает, если слегка прикоснуться подушечкой пальца левой руки к струне на XII,VII, V, IX, IV и III ладах и извлечь правой рукой звук. Он обозначается как Фл. или Fl., а рядом ставится римская цифра с указанием лада, над которым пальцы левой руки касаются струны. Например: Fl.V, Fl.VII, Fl.XII. В зарубежных изданиях флажолеты обозначаются словами harm. или arm. Искусственные флажолеты извлекаются на закрытых (прижатых) струнах, начиная с 1-го лада. Для получения искусственного флажолета фа нужно прижать 1-й лад на первой струне пальцем левой руки, а указательным пальцем правой руки прикоснуться к струне над порожком XIII-го лада и после удара о струну средним пальцем правой руки быстро его снять. При этом должен прозвучать флажолет фа. Таким же способом извлекаются искусственные флажолеты на нотах фа диез, соль, соль диез и т.д. на ладах XIV, XV, XVI, XVII и т.д. Искусственные флажолеты обозначаются ромбовидной нотой, и этим показывается, над порожком какого лада следует приложить к струне первый (указательный) палец правой руки, чтобы можно было извлечь искусственный флажолет. Расгеадо − это прием игры, при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают одновременно несколько звуков, используя внешнюю сторону ногтя. В нотах этот прием обозначается словом "rasg" и стрелками, указывающими направление движения пальцев. Существует множество разновидностей расгеадо. Вот только некоторые из них: В данном случае "pami" − обозначение Расгеадо. p − мизинец, i − указательный, m − средний,a − безымянный пальцы. В случаях, отмеченных звездочкой, большой палец извлекает звуки внешней стороной ногтя. Тамбурин − прием игры, при котором извлекаются звуки, похожие на южноевропейский народный инструмент тамбурин. При использовании этого приема правая рука ударяет по струнам около подставки, используя тяжесть кисти. Удар наносится у основания большого пальца. Прием обозначается словом "tambora" или "tamb". Среди приемов игры на гитаре встречаются также редкие, но весьма оригинальные и интересные имитации малого барабана, подражание кастаньетам и др. Буквенное обозначение нот В музыке существуют две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения всем известны, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение нот с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система возникла значительно раньше слоговой, во времена античности. Античный звукоряд был другим, его основой был фригийский лад с пониженной второй ступенью. Он начинался со звука Ля, а не До, поэтому первой букве алфавита А соответствует звук Ля. А (а) – Ля, В (бэ) – Си бемоль, С (це) – До, D (дэ) – Ре, Е (е) – Ми, F (эф) – Фа, G (гэ) – Соль. С изобретением и усовершенствованием фортепиано в 18 веке, с началом применения равномерно-темперированного 12-тиступенного строя была добавлена еще одна нота Н (ха) – Си. Наименование В (бэ) за нотой Си бемоль осталось прежним. Для обозначения аккордов также применяются буквы, поэтому обозначение нот на гитаре – это своеобразный ребус для всех начинающих музыкантов. Над обычными нотами тут имеются большие и малые буквы, значки, которые, как кажется, могут запутать, однако на самом деле все просто. Если нужно сыграть мажорный лад, он всегда будет обозначен заглавной буквой (C – До Мажор). Если предполагается минор, то используется малая буква, и к ней приписывается латинская m (am – Ля Минор). Для обозначения септаккордов применяется цифра 7 (например Е7, т.е. мажорный септаккорд от ноты Ми), для секстаккордов цифра 6 (например gm6,т.е. минорный секстаккорд от ноты Соль), и т.д. Буквенное обозначение аккордов. C- до мажор, бас на 5-4 струнах в 1 поз. Dm- ре минор, бас на 4-5 струнах в 1 поз. D7 - ре мажор (септ), бас на 4-5 струнах в 1 поз. E- ми мажор, бас на 6-5 струнах в 1 поз. E7 - ми мажор (септ), бас на 6-5 струнах в 1 поз. Em- ми минор, бас на 6-5 струнах в 1 поз. F- фа мажор, бас на 6-5 струнах в 1 поз. G- соль мажор, бас на 6-5 струнах во 2 и 3 поз. G7 - соль мажор (септ), бас на 6-5 струнах во 2 и 3 поз. Am- ля минор, бас на 5-4 струнах в 1 поз. A7 - ля мажор (септ), бас на 5-4 струнах в 1 поз. H7 - си мажор (септ), бас 5-4 в 1 поз. Hm- си минор, бас 5-4 во 2 поз. Необходимые схемы квадратов: Упражнения на развитие навыков исполнения гитарного аккомпанемента. Используются различные способы звукоизвлечения (арпеджато, бой) Аm – Dm - E7 - Am G – C - D7 - G Am – Dm - E7 - Am Em – Am - H7 – Em C – F – G7 - C Слоговое обозначение нот Названия нот были изобретены итальянским монахом Гвидо д’Ареццо еще в начале ХI века, они связаны с творцом и его творением. Вот их полные имена: Do — Dominus — Господь; Re — rerum — материя; Mi — miraculum — чудо; Fa — familias рlanetarium — семья планет, т. е. солнечная система; Sol — solis — Солнце; La — lactea via — Млечный путь; Si — siderae — небеса. За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на гитаре песни и инструментальные произведения, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и навыки аккомпанирования. В работе с обучающимся педагогу необходимо следовать основным принципам дидактики, таким, как последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала. Основной формой учебной деятельности в объединении является сочетание групповой и индивидуальной работы с обучающимися. На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и систематическая работа над всеми важнейшими разделами музыкально-технического развития воспитанника. Необходимо прививать ему сознательное отношение к усвоению тех или иных технических приемов, ясное представление о той художественной цели, которой они служат. Основными предпосылками для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и обучающегося. Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения — важнейшему средству музыкальной выразительности гитариста, а также правильным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями и навыком вибрации. К работе над вибрацией следует приступить, когда обучающийся усвоит необходимые постановочные и двигательные навыки. При этом необходимо стремиться к формированию у него внутренней потребности к вибрации. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения. Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учеником произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления обучающегося, помогает укреплению и совершенствованию его ритмической организации, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания. Продвижение обучающихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для работы дома. Развитие навыков самостоятельной работы у обучающихся позволяет педагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологические и физические особенности. На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для контроля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение общения, взаимодействия с родителями обучающихся на протяжении всего периода обучения. В начале обучения в объединении обучающийся должен получить от педагога ясное представление о гитаре как о сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также знакомить его с важнейшими сведениями об истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на классической гитаре. Педагог должен дать обучающемуся точное представление о назначении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности. Посадка Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранности, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом. При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жесткого стула без поручней, высотой пропорционально его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа располагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое естественное положение. Постановка правой руки Постановка правой руки - один из важнейших компонентов для формирования качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев. Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью расположиться на большом овале гитары. Руку необходимо чувствовать всю от плечевого сустава, держа ее как бы навесу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки - ни предплечьем, ни локтевым сгибом. Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и достаточное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. Пальцы располагаются над правой половиной розетки. Звукоизвлечение Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рациональной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ правильного звукоизвлечения, культуры звука. Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предварительно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Ладонь при этом располагается непосредственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажима на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, немного упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направлении передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром. При описанной выше постановке правой руки в процессе извлечения звука одновременно участвуют и мякоть пальца, и ноготь: кончик пальца левой стороной нажимает на струну, подушечка проминается, струна касается ногтя, оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода. Приемы звукоизвлечения Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо. Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, так как траектория движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну. Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Такой прием называется апояндо. Апояндо - прием скорее художественный, колористический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы работы пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обоих приемов отличаются друг от друга незначительно. Постановка левой руки Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI позициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто согнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив первого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть склоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсутствует, а по мере приближения к первой струне - увеличивается. С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может меняться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая. При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более выпуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а пальцы круче сгибаются. Тезаурус Авторской, а также самодеятельной, а также туристской называют песню, которая поется под простую акустическую гитару хоpом или сольно. Можно добавлять сюда и другие инструменты, но в отличие от эстрадной, в этой песне главное значение придается словам, смыслу, содержанию, именно поэтому ее так любят туристы, геологи, альпинисты, студенты и представители других опасных профессий. Именно они, не профессионалы в музыке, и сочиняют эти песни и поют о том, что им близко, понятно и дорого, а слова и мелодии в них так просты, что их может петь любой, у кого есть хоть какой-то музыкальный слух. В этой же манере исполняются простые романсы, песни старых лет, многие песни из кинофильмов. Аккорды - это сочетания нескольких звуков сразу. Каждая мелодия имеет свой характер звучания. Он может быть веселым или грустным, иногда меланхоличным, но одноголосая мелодия плохо передает это звучание. Аккорды помогают украсить мелодию, а в аккомпанементе они также помогают поддержать нужный ритм, заполняют паузы. Обычно в аккорде бывает три или больше звуков. Три звука, это как будто три точки в геометрическом пространстве, они звучат объемно и красиво. Самые простые аккорды - это чистые трезвучия. Они бывают "мажорными", то есть веселыми и торжественными или "минорными", то есть грустными. «Ансамбль» – это значит «вместе» Задачи ансамблевого исполнения: 1. Развитие гармонического слуха, ритма, памяти, музыкального воображения. 2. Формирование навыков синхронного исполнения: темпа, метроритма, синхронности, уровня динамики, единого понимания работы со звуком, атаки звука, артикуляции (степень произношения мелодии, штрихов). 3. Развитие навыка восприятия не только своей партии, но и партии своего партнера. 4. Обеспечить психологическую совместимость ребят в ансамбле (очень важно, чтобы воспитанники дружелюбно относились друг к другу); В работе с ансамблем необходимо решить следующие важные проблемы: 1. учитывать возрастные и физиологические особенности воспитанников (гарантировать примерную равномерность физического развития и комплекции детей); 2. обеспечить ансамбль инструментами одного класса и, желательно, одной фирмы. Наряду с индивидуальным планом, педагог отрабатывает с каждым воспитанником его партию в ансамбле и, на определённом этапе, объединяет участников ансамбля для совместного проигрывания произведения. Сначала преподаватель знакомит исполнителей с намеченным для работы музыкальным произведением (в оригинальном звучании: в записи, если это возможно, или самостоятельно исполняя её). Полезен также и рассказ педагога о содержании, стиле, эпохе возникновения данного музыкального произведения, о композиторе. Эта информация расширяет кругозор обучающихся, вызывает у них интерес, будит творческую фантазию. Единое понимание содержания исполняемого произведения, единая трактовка его всеми участникам – это одно из основных условий успешной ансамблевой игры. Вот почему, исполняя свою партию и определяя её место и функцию в общем звучании, важно уметь воспринимать и другие голоса, ведь только соединив все вместе можно услышать подлинное звучание. Первую репетицию не следует делать долгой, полезно её закончить пораньше, чтобы дети ждали следующего занятия. Нельзя переутомлять исполнителей; работа коллектива должна быть всегда активной, а программа – насыщенной, однако занятие следует прерывать для отдыха, иногда отвлекая внимание коротким рассказом или шуткой. Важно, чтобы в ансамбле сохранялась рабочая атмосфера. Уже в начальной стадии обучения необходимо разъяснить участникам ансамбля, что нет «лёгких», «незначительных» партий, что творческая ответственность лежит на всех исполнителях без исключения. Это чувство способствует развитию взаимопомощи между участниками ансамбля. Коллективные выступления сплачивают ребят, увлекают их одним делом, а концертная программа заинтересовывает их и повышает ответственность каждого за исполнение произведения. Особое значение в развитии участников коллектива как музыкантов играет репертуар. В репертуар ансамбля входит музыка самых разных стилей, жанров, сочинения зарубежных и российских композиторов и авторов - исполнителей. Важно ещё раз подчеркнуть, что игра в ансамбле – это очень важная часть общевоспитательного процесса: она способствует развитию музыкального мышления обучающихся, расширению их художественного кругозора, совершенствованию эстетического вкуса, воспитывает детей в духе товарищества и прививает интерес к коллективному творчеству. Результативная индивидуальная работа влияет на общее звучание ансамбля, нейтрализует естественный отсев учащихся, обеспечивает исполнительскую стабильность коллектива. Преподаватель сам определяет место обучающегося в ансамбле, и не только развивает его навыки игры на инструменте, но и обеспечивает технический разбор партий, прививает навыки чтения с листа, выделяет перспективных исполнителей и солистов. Аппликатура— это способ расположения и порядок чередования пальцев. Распределение (расстановка) пальцев во время игры называется аппликатурой. Аппликатура обозначается в нотах цифрами. Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого. Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками, которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях, где поют, в походах и у костра. Советы начинающему гитаристу Тот, кто готов отдать все свои силы и способности, чтобы работа была плодотворной, должен руководствоваться следующими правилами: Необходимы систематические и правильные занятия. Лучше заниматься один час ежедневно, чем семь часов один раз в неделю. Все технические трудности преодолимы, но успех зависит только от тебя! Следует избегать лишних и бесполезных усилий и движений. Необходимо внимательно следовать указаниям педагога. Надо постоянно вслушиваться в свою игру, чтобы своевременно исправлять ошибки и улучшать исполнение. Необходимо с самого начала заниматься внимательно, так как если будут усвоены неправильные привычки, то исправить их будет трудно или даже невозможно. Условия реализации программы Для занятий на акустической гитаре у каждого обучающегося должен быть свой музыкальный инструмент с чехлом, тетрадь для нот, подставка под ногу, тюнер для настройки, метроном. В учебном кабинете требуется необходимое количество стульев, пюпитры для нот, персональный компьютер, устройство воспроизведения звука для работы с аудио и видео материалом. Нотные сборники. Учебные пособия. Механизм оценки результатов Первичная диагностика ребёнка проводится с целью определения музыкальных данных при прослушивании и знакомстве с ним в начале обучения (прослушивается слух, ритм и музыкальная память). Обязательным компонентом педагогического процесса является контроль за результатами обучения учащегося. Контроль имеет место на всех стадиях процесса обучения. Индивидуальное и групповое обучение опирается на следующие виды контроля: - поурочный, поэтапный, итоговый. Способами прослушивания, наблюдения, анализа контролируется уровень сформированности и развития у детей знаний, умений, навыков и музыкальных способностей. Формами организации контроля выступают открытые и итоговые занятия, концертные выступления. Итоговая оценка выставляется в диагностической карте учащегося в конце каждого полугодия. При необходимости педагог проводит консультативную и коррекционную работу с учащимися с привлечением родителей. Диагностика учебных достижений Ф.И.О. Обучающегося Теоретическая подготовка обучающегося Практическая подготовка обучающегося Теоретические знания Прак тичес кие умения и навы ки Владение спец. терминологией Владение спец. Оборудованием Творческие навыки Общеучебные навыки обучающегося Учебнокоммуникативные умения Учебноорганизационные умения Умение работать с информацией Умение слушать и слышать педагога Соблюдение правил безопасности Умение осуществлять исследовательскую работу Общение со сверстниками Аккуратность в работе Оценка 1-3 балла. 1 бал - низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы. Список методической литературы Список литературы для педагога. Закон Российской Федерации “Об образовании” Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей Сборники: Г. Абрамин Солнечный круг. Музыкальная азбука. - М., 1985. С. Газарян В мире музыкальных инструментов. Книга для обучающихся старших классов. - М., 1989. Б. Брылин Вокально-инструментальные ансамбли школьников. М, Просвещение. 1990. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. М, Музыка. 1982. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. - М.: Народное образование, 2002. Лихачев Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре. - М.: АСТ: Астрель, 2007. Лихачев Ю. Г. Шпаргалка гитариста. Иллюстрированное пособие по технике игры на гитаре для начинающих. - М.: Книжкин дом: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. Литература для детей, Сборники: П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1983 М. Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре, - М.: «Музыка»,1990 Популярные мелодии для шестиструнной гитары, «Music college», 2015 Э. Пухоль. Школа игры на шестиструнной гитаре, -М.: «Музыка» 1984 О.Кроха. Любимые мелодии для шест. гитары,М.: «Музыка» 1998 А.Иванова . Сборник пьес для ансамбля гитаристов. Г.Северск, 2011 Страна Культура. «Песни у Океана» №9 (27) 1999 «Поют Барды» Песенник. Изд. «Советский композитор» 1991 ррр