Программа изо студия Фантазия 2023-2024

Оглавление.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
1.3. Содержание программы.
2. Комплекс организационно педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Воспитательной компонент.
2.7. Список литературы .

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Основные характеристики программы:
 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия»
(далее - Программа) реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ» https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/75/
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана
Мероприятий по ее реализации https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
https://summercamps.ru/wpcontent/uploads/documents/document__metodicheskierekomendacii-po-proektirovaniyuobscherazvivayuschih-program.pdf
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН 1.2.3685-21. Санитарные
правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62296)

https://docs.cntd.ru/document/420207400


Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
https://укцсон.рф/upload/documents/informatsiya/organizatsiya-otdykha-iozdorovleniyadetey/3.%20%D0%A1%D0%9F%202.4.3648-20.pdf
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 ―Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам‖

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
 Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных программ МАУ ДО «Кабанский ДДТ» от 05.09.2023 г
https://kbnkdddt.buryatschool.ru/upload/buryasckbnkdddt_new/files/b9/8a/b98a86f51af2cea5ce1
61d023c28d987.pdf
Актуальность:
Для детей естественно любить рисование красками и карандашом. К сожалению, в
системе образования остается все меньше времени на эти вдохновляющие занятия. Дети
все больше времени заняты точными науками, что больше стимулирует развитие левого
полушария. Между тем, для эффективной работы мозга необходима согласованная работа
обоих полушарий.

Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью метода правополушарного
рисования не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче
усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Дети, у которых
сгармонизирована работа обоих полушарий, меньше устают, более работоспособны.
Есть у правополушарного рисования и еще одно заметное преимущество – родителям
будет гораздо легче оторвать ребенка от телевизора и компьютера, ведь творчество – это
естественная и очень сильная мотивация для развития творческого мышления у ребенка.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных
изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого
мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Ребенок, занимаясь интуитивным рисованием, реализует свою мечту научиться рисовать
картины, даже если у него абсолютно не было опыта. Параллельно с этим обретаются
новые знакомства, расширяется кругозор, появляется уверенность в себе. Каждый ребенок
открывает для себя умение владеть кистью, выражать себя посредством цветового и
фактурного решения, чувствовать пропорции и формы, задавать уникальный ритм своей
картины, создавать незабываемые работы, вызывающие отклик у зрителя, которые
хочется рассматривать вновь и вновь. А главное, нетрадиционная техника рисования даѐт
ребѐнку возможность увидеть мир «по-новому».
Обучение включает в себя следующие основные предметы (разделы):
- нетрадиционные техники рисования.
- рисование гуашью.
- рисование акварелью.
- рисование акрилом.
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная
(типовая) программа, либо программа, разработанная другим автором, но измененная с
учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей,
режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности
индивидуальных результатов. Программа творческого объединения «Фантазия»
составлена на основе программы руководителя студии «Юный художник» Кузнецовой
Ларисы Сергеевны (МКОУ СОШ № 6 г. Черкесска), на основе Основной
общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 8 «Аленушка» и
практического курса занятий Б. Эдвардс по обучению правополушарному рисованию.
Интуитивное рисование – это правополушарное рисование. Правополушарное рисование
– это интенсивный метод обучения рисованию, формирования художественной
уверенности и получения доступа к творческим силам мозга.
Разработан американской преподавательницей рисования Бетти Эдвардс и основан на
исследовании мозга нобелевского лауреата Роджера Сперри. Методика рисования
Б. Эдвардс - это набор уроков, каждый из которых постепенно приучает рисовать с
использованием возможностей правого полушария - видеть контуры, вместо фигуры,
различать негативные и позитивные пространства (менять местами фигуру и фон). Видеть
перспективу и соотношение предметов (чувствовать пропорции), видеть работу света и
тени и собирать отдельные элементы в целостное восприятие. Методика основывается на
развитии правого полушария, т. к. именно оно отвечает за творческие процессы.

Отличительной особенностью метода является использование упражнений, направленных
на развитие навыков восприятия и обеспечивающих хотя бы частичное переключение на
правое полушарие головного мозга, что благоприятно влияет на процесс образования в
целом. Освобождая даже малую часть учебного дня от заданий (вербальных, логических)
активизирующих работу левого полушария и предполагающих постоянную обработку
вербальной информации, мы даем обучающимся возможность расслабиться, «побыть в
тишине и спокойствии», отдохнуть от непрестанного словесного напряжения и
необходимости соперничать со сверстниками в глубине и точности знаний.
Метод правополушарного рисования позволяет:
•

Упростить творческий процесс.

•

Исключить анализ деятельности.

•

Избавить от внутренних преград.

•

Обрести внутреннюю гармонию.

•

Раскрыть творческие способности, и проявить индивидуальность.

Интуитивное рисование – это метод активного раскрытия творческого потенциала через
пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Благодаря интуитивному
рисованию открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем
подготовки, как новичок, так и обучающийся в классической художественной школе.
Интуитивное рисование полезно как школьнику, так и студенту – каждый откроет в
правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Направленность программы:
Программа имеет художественная направленность.
Адресат программы:
Программа дополнительного образования «Фантазия» направлена на развитие детей
любого уровня подготовки 7-16 лет.
Учебные группы формируются одного возраста и разновозрастные.
Младшие школьники: 7-8 лет- «Нетрадиционное рисование».
Средние школьники: 8– 13 лет-«Правополушарное рисование», «Роспись».
Старшие школьники:13-16 лет-«Скетчинг».
Срок и объем освоения программы:
3 года, 216 педагогических часов в год, из них:
 Стартовый уровень «Нетрадиционное рисование» - 36 педагогических часов;
 Базовый уровень «Правополушарное рисование»- 108 педагогических часов;
 Базовый уровень «Роспись» - 36 педагогических часов;
 Продвинутый уровень «Скетчинг» - 36 педагогических часов;
Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные,
разновозрастные.
Для воспитанников, успешно освоивших базовый уровень программы, предусмотрен
раздел «Роспись».
При необходимости в работе по выполнению программы в разделе «Скетчинг»
допускается совмещенные занятии групп с педагогам с другого объединения.
Режим занятий:
Стартовый
Базовый уровень Продвинутый
Базовый уровень
уровень
уровень
«Нетрадиционное 6 часа в неделю;
36 часов в год.
рисование»
12 часа в неделю;
«Правополушарное
108 часов в год.
рисование»
2 часов в неделю;
«Роспись»
36 часов в год.
2 часов в
неделю;
«Скетчинг»
36 часов в год
Предмет

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель: развитие творческого интереса и изобразительных способностей ребенка путем
овладения приемами нетрадиционного рисования.
Задачи:

Образовательные:
- познакомить учащихся с основными правилами композиции, цветоведение, смешивание
цветов;
- научить работе с кистью, бумагой, карандашом и линером;
- поэтапно обучить работе в технике нетрадиционного, правополушарного рисования,
росписи и скетчингу;
- научить осознанно и самостоятельно использовать образно-выразительные средства для
решения творческих задач.

Развивающие:
- развить познавательного интереса, способностей и задатков ребенка;
- развить стремление к творческой самореализации средствами художественной
деятельности;
- развить творческие способности, убирающие стереотипы видения и мышления;
- привить представление о гармоничном единстве мира, понимание прекрасного; развить
художественный вкус;
- развить пространственное воображение;
- развитие креативного и логического мышления учащихся.

Воспитательные:
- воспитать социально-трудовой компетенции: трудолюбие, самостоятельности, умения
доводить начатое дело до конца;
- воспитать умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности,
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности;
- воспитать эстетическое отношение к красоте окружающего мира.
- воспитать уравновешенное эмоциональное состояние (избавление от стресса и
тревог);
- воспитать у детей стремление к дальнейшему самообразованию и
самосовершенствованию, стремление к творческой самореализации.

Ожидаемые результаты:

Стартовый
уровень

Базовый уровень

Базовый уровень
Роспись.

Воспринимат
ь и различать виды
и произведения
изобразительного
искусства, выделяя
средства
выразительности
(цвет, форму,
колорит,
композицию)

Знать

Уметь

Правильно
организовать свое высказывать
простейшие
рабочее место.
суждения о
Знать историю
картинах, о
изучаемой росписи и
предметах
Знать названия
еѐ особенности.
основных цветов. народного
Знать свойства
Освоение детьми декоративнокрасок и
основных правил прикладного
лакокрасочных
искусства.
изображения
материалов техники
нетрадиционного Закономерности
росписи.
конструктивного
изображения.
строения
изображаемых
предметов,
основные законы
линейной и
воздушной
перспективы,
светотени, элементы
цветоведения,
композиции.

Уметь составлять
несложную
композицию,
изображать в
рисунке несколько

Осознанно
использовать
образновыразительные
средства для

Пользоваться
кистью, красками,
инструментами и
приспособлениями.
Расписать

Продвинутый
уровень
. Дети будут знать
специальную
терминологию,
научатся общаться
с основными
художественными
материалами,
активизируют
творческие
способности и
разовьют
творческий
потенциал.

.
В сюжетных
работах передавать
движение.
Искать наилучшие

Стартовый
уровень
предметов,
объединяя их
единым
содержанием,
передавать
движение,
используя
нетрадиционные
техники.

Базовый уровень

Базовый уровень
Роспись.

решения творческих небольшое
задач. Применять на деревянное изделие.
Уметь покрыть
практике законы
поверхность изделия
цветоведения,
бесцветным лаком
живописи,
Проводить
композиции и
перспективы, уметь несложный анализ
работ членов
передать
творческого
гармоничное
объединения.
сочетание цветов.
В своей
Передавать в
работе
рисунке
использовать
выразительность
различные цвета и
образа, используя
оттенки для
форму, линию,
создания
композицию,
выразительности
колорит, сочетание
образов.
разных
нетрадиционных
Рисовать
узоры по мотивам изобразительных
изделий народного материалов,
свободно
декоративнопользоваться
прикладного
палитрой.
искусства на
силуэтах,
Умение представить
изображающих
свою работу,
предметы быта.
оценить работу
других, сравнить,
Развитие умения
контактировать со проанализировать и
сделать выводы.
сверстниками в
творческой
деятельности.
Владеть разными
способами работы
кистью,
карандашами,
фломастерами,
восковыми
Владеть
мелками и
другими
художественными
материалами. В
своей работе
использовать

Продвинутый
уровень
композиционное
решение в эскизах,
самостоятельно
выполнять
наброски и
зарисовки к
сюжету.
Приобретет
навыки
творческого
видения и
корректного
обсуждения
выполненных
работ.

Освоить технику
Правильно
Владеть
правополушарного
определить размер,
графическими
форму и
рисования, развитие
приемами
росписи
пропорции
творческого
мышления,
при помощи линера. предметов и
Владеть кистевыми грамотно
воображения,
приемами росписипо изображать их на
креативности,
бумаге.
пространственного деревянной
Различные приемы
мышления, развитие стеклянной и
работы
пластиковой
творческих
карандашом,
поверхности.
способностей,
акварелью,
уверенности в себе, Развитие стремление

Стартовый
уровень

Базовый уровень

разные цвета и
умение мыслить не
оттенки для
шаблонно.
создания
выразительности
образов. Освоить Активизация
техники: набрызг, творческих
двойной мазок,
способностей,
рисование по
убирающих
мокрой бумаге,
стереотипы видения
рисование сухой
и мышления.
кистью, монотипия,
рисование мятой Формирование
бумагой, рисование эстетического
отношения к
солью.
красоте
окружающего мира,
чувства радости от
результатов
индивидуальной и
коллективной
деятельности,
уравновешивание
эмоционального
состояния.

Базовый уровень
Роспись.

Продвинутый
уровень

к творческой
самореализации
средствами
художественной
деятельности.

линером

1.3. Содержание программы «Фантазия».
Стартовый уровень.
«Нетрадиционное рисование».
Учебный план.
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1. Вводное занятия. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
1.1

Обследование детей.
Методика
―Дорисовывание
фигур‖.

2

0.5

1.5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.Предметное рисование.
2.1

Техника поэтапного
рисования. Фон.
Рисование жесткой
кистью. Гуашь.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.2

Нетрадиционное
2
рисование (оттиск
пороллоном, рисование
тычком или рисование
смятой бумагой.

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.3

Нетрадиционное
рисование
(кляксография,
выдувание трубочкой)

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.4

Нетрадиционное
рисование (Печать
листьями) (рисование
ватными)

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.5

Цветные карандаши.
Фломастеры.
Рисование штрихами.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.6

Нетрадиционное
рисование (смешанная
техника - восковые
мелки и акварель).

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.7

Нетрадиционное
рисование – в технике
«Правополушарное
рисование».

2

0,5

1,5

3.Сюжетное рисование.





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.1

Цветные карандаши.
Фломастеры.
Рисование штрихами.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.2

Нетрадиционное
рисование (рисование
пальчиками).

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.3

Нетрадиционное
рисование (набрызг,
рисование смятой
бумагой)

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.4

Нетрадиционное
2
рисование. Монотипия.

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.5

Нетрадиционное
рисование (рисование
жесткой кистью).

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.6

Нетрадиционное
рисование (печать
листьями).

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.7

Нетрадиционное
рисование – в технике
«Правополушарное
рисование».

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.Декоративное рисование.
4.1

Дымковская роспись.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.2

Хохломская роспись.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.3

Гжель.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

36

9

27

Всего часов:

Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
1.1 Знакомство с программой. Инструменты и материалы. Правила техники
безопасности. Обследование детей.
Теория: Методика ―Дорисовывание фигур‖.
Практика: Тестовый рисунок.
2.Предметное рисование.
2.1 Техника поэтапного рисования
Теория: Базовые рисунки: травка, дерево, бабочка, облака, елочка, цветы. Обследование
детей.
Практика:

Рисование по замыслу.

2.2 Нетрадиционное рисование (оттиск поролоном , рисование тычком или рисование
смятой бумагой).
Теория: Оттиск поролоном, рисование тычком, смятой бумагой.
Практика: Щенок. Белочка.
2.3 Нетрадиционное рисование (кляксография). Рисование ватными палочками.
Теория: кляксография, рисование с помощью коктейльных трубочек. Гуашь. Рисование
тычком, тампоновка, набрызг.
Практика: Сказочное дерево. Деревья осенью.
2.4 Нетрадиционное рисование (печать листьями).
Теория: Нетрадиционное рисование: печать листьями.
Практика: Волшебные птицы. Превращалки.
2.6 Цветные карандаши. Фломастеры. Рисование штрихами.
Теория: «Пушистый котик» — техника поэтапного рисования.
Практика: Кошечка.
Практика: 2.7 Нетрадиционное рисование (смешанная техника - восковые мелки и
акварель).
Теория: Смешанная техника - восковые мелки и акварель.
Практика: Рыбки, морские жители.
2.7 Нетрадиционное рисование – в технике «Правополушарное рисование».
Теория: Правополушарное рисование. Гуашь.
Практика: Простой рисунок по замыслу.
3.Сюжетное рисование.

3.1 Цветные карандаши. Фломастеры. Рисование штрихами.
Теория: Пейзаж. Линия горизонта.
Практика: Ежата на поляне. Медведь. Рисование штрихами. Фон. Рисование жесткой
кистью.
3.2 Нетрадиционное рисование (рисование пальчиками)
Теория: Рисовать можно пальчиками.
Практика: Волшебная сказка зимы. Северные олени. Дед Мороз и Снегурочка. Зимние
забавы.
Кисонька – мурысонька. Рисование самолета. Мороз-художник. Космос. Путь к звездам.
Весенний солнечный букет.
3.3 Нетрадиционное рисование (набрызг, рисование смятой бумагой)
Теория: Нетрадиционное рисование: Тампоновка, набрызг.
Практика: Мое село.
Терем –теремок. Семья снегирей. Рисование ватными палочками.
Расцвели красивые цветы. Красавица елочка – зеленая иголочка
3.4 Нетрадиционное рисование. Монотипия
Теория: Монотипия.
Практика: Цветы для мамы.
3.5 Нетрадиционное рисование (Рисование жесткой кистью)
Теория: Расширять кругозор, знания детей об экзотических животных жарких стран.
Воспитывать интерес к животным, желание изобразить их, передавая характерные
особенности: форму, окраску, строение.
Продолжать знакомить с искусством графического изображения. Закрепить понятие
«художник рисования -анималист».
используя знакомые приѐмы изображения, рисовать в определѐнной последовательности.
Практика: Животные жарких стран «Зебра»
Животные жарких стран «Верблюд»
Животные жарких стран «Жираф»
Животные жарких стран «Чудесные мгновения в жизни слонов»
3.6 Нетрадиционное рисование (Печать листьями)
Теория: Нетрадиционное рисование: печать листьями.
Практика: Осенний лес. Рисуем колючую сказку.
3.7 Нетрадиционное рисование – в технике «Правополушарное рисование».
Теория: Жанр портрета.

Практика: показ работы над портретом. Портрет мамы. Портрет солдата. Рисование
моряка в полный рост.

4.Декоративное рисование.
Теория : рассказ о декоративно-прикладном творчестве народов России. Дать понятие
«декоративно-прикладное искусство». Ознакомить с народным промыслом Гжели. Учить
видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Учить составлять узор на разных
формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.
Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности
изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы
узора. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
4.1Дымковская роспись
Теория: Познакомить с новым видом народного искусства .
Учить украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми и
волнистыми линиями, штрихами). Совершенствовать технику рисования гуашевыми
красками – рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к
народному искусству.
Практика: нарядная лошадка. Пряничный домик
(по мотивам Дымковской росписи).
4.2 Хохломская роспись.
Теория: Познакомить с новым видом народного искусства – золотой хохломой. Дать
некоторые сведения о промысле. Учить различать и называть предметы с хохломской
росписью. Закрепить знания о том что хохломские предметы из дерева расписаны
растительным узором (ягоды, цветы, листья, , реснички, усики, травка на большом
завитке), что мастера используют определенные цвета (золотой, красный, черный и
немного зеленого)
Учить составлять узор на полосе – тонкие завитки, украшенные травинками, ресничками,
усиками. Учить различать эти элементы, их цвет.
Практика: Хохломская ложка для Жихарки.
4.3Гжель.

Голубое чудо гжели. Народный промысел.

Теория: Закрепить умение создавать композицию, соблюдать цветовую гамму.
Продолжить формирование живописных навыков.
Развивать умение правильно компоновать изображение на листе.
Развивать наблюдательность, творческую активность. Развивать эмоциональноэстетические чувства, воображение. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за
мастеров русской глубинки.
Практика: Сказочная гжель. Роспись гжельской посуды
Практика: Декоративная композиция «Гжель». Пейзаж

Базовый уровень.
«Правополушарное рисование».
Учебный план.
Таблица 1.3.2
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1.Вводное занятие. Стартовые рисунки.
1.1

Создание фона –
диагональный ,
вертикальный,
горизонтальный,
круговой и др.

4

0,5

3,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.Декоративный пейзаж.
2.1

Летние пейзажи.

6

1

5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.2

Осенние пейзажи и
натюрморты.

8

1

7





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.3

Зимние пейзажи.

10

1

9





Творческая работа
Беседа
наблюдение

2.4

Весенние пейзажи.

8

1

7





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.Портреты цветов.
3.1

Подсолнух.
Ромашки

6

1

5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.2

Роза.
Пион.

6

1

5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.3

Гортензия. Сирень.

6

1

5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.4

Колокольчики.
Маки.

6

1

5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.5

Космея.
Мимоза.

6

1

5




Творческая работа
Беседа


3.6

Тюльпаны. Лилия.

6

1

5

Наблюдение





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.Рисуем животных, портреты и персонажи, Food арт.
4.1

Рисуем животных,
птиц, рыбок.

12

2

10





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.1

Food арт.

12

2

10





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.2

Рисуем портреты,
персонажи.

10

1

9





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

5.Подготовка к отчетной выставке.
5.1

Выставка.

2

Всего часов:

108

2
15,5

92,5

Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие:
Стартовые (базовые) рисунки:
Теория: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования. Просмотр видео
фильма ―Рисовать может каждый‖. Знакомство с необходимыми материалами. Учить
детей создавать фон гуашевыми красками, используя разные кисти. Подвести к выводу,
что разное время суток имеет разную освещенность.
Практика: Создание фона – диагональный, вертикальный, горизонтальный, круговой и др.
2. Декоративный пейзаж:
Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника
и волшебника в древние времена. Свойства красок. Особенности гуаши: плотность, густая
консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим,
легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Составление обобщѐнных композиции на основе стилизации природных форм. Цвет в
композиции. Изучение основных понятий о цвете. Составление декоративного пейзажа, в
различных колористических решениях.
Практика: Лето. Темы рисунков: Воспоминание о лете. Букет на окне. Дождливый день.
Рассвет на озере.
Практика: Осень. Темы рисунков: Осенний букет. Гроздь рябины. Осенний пейзаж.
Ветряный день. Осенний закат. Натюрморт.
Практика: Зима. Темы рисунков: Первый снег. Зимний лес. Зимние забавы. Новогодняя
елка.

Практика: Весна. Темы рисунков: Капель. Подснежники. Первая зелень. Весенний луг.
3. Портреты цветов:
Теория: Декоративное рисование и его роль в развитии детей школьного возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребенка.
Стилизация как упрощение растительных форм. Стилизация как способ детского
рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества ( прялки, туеса,
вышивка, дымковская игрушка.
Симметрия и асимметрия на примерах природных форм.
Практика: Подсолнух. Ромашки. Роза. Пион. Гортензия. Сирень. Колокольчики. Маки.
Космея. Мимоза. Тюльпаны. Лилия.
4. Рисуем животных, портреты и персонажи,Food арт.:
Теория: Учить детей изображать животных, птиц, рыб в каких либо позах и движениях.
Формировать представления, что отличие детеныша от взрослого животного не только в
величине, но и в пропорциях других частей тела: головы и туловища, туловища и ног.
Передавать в рисунке характер и окраску, характерные особенности.
Food арт новое направление в современном искусстве, еда выступает в качестве
выразительного средства при создании рисунка. Ребенок осв
Практика: Ежик, котик, енот, собачка, портрет, персонаж (сюжетная

картинка).

Практика: Завтрак ,обед, десерт и тд.
5. Подготовка к отчетной выставке.
Подготовка учащимися работ к отчетной выставке. Отчетная выставка.

Базовый уровень.
«Роспись».
Учебный план.
Таблица 1.3.3
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

1

1

2.1

Законы композиции. 2
Основы
цветоведения.

1

2.2

Изучение элементов 4
росписи. Виды
орнаментов.

1

Практика

Формы
аттестации/контроля

1.Вводное занятие.
1.1

Введение.
Происхождение
росписи и еѐ
особенности.





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

1





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.Технология росписи.

3.Художественно-технические приемы росписи.
3.1

Изучение и освоение 6
кистевых и
графических
приѐмов росписи,
при помощи кисти,
краски, линера.

2

4




Творческая работа
Беседа
 Наблюдение

3.2

Составление
композиций на
бумаге.

8

2

6





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3.3

Изучение свойств
красок и
лакокрасочных
материалов,
используемых в
росписи

2

1

1





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.Выполнение итоговой работы.
4.1

Первичная
обработка
деревянных и
стеклянных,
пластиковых

2

изделий, грунтовка.
4.2

Роспись небольшого 10
деревянного и
стеклянных,
пластиковых
изделия

0,5

9,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

5.Подготовка к отчетной выставке.
5.1

Выставка.

1

Всего часов:

36

1
9

27

Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие.
1.1 Введение. Происхождение росписи и еѐ особенности.
Теория: Задачи и содержание работы в кабинете, общие правила техники безопасности и
личной гигиены. Основные материалы росписи по дереву, их подготовка к работе,
хранение и использование.
Теория: Искусство росписи по дереву. Краткая история возникновения, виды росписей.
.
Практика: пробный рисунок.
2. Технология росписи.
2.1 Основы цветоведения. Законы композиции.
Теория: Изучение основ цветоведения. Рассказ о цветовом круге, основных,
составных, дополнительных цветах, о холодных и теплых цветах и оттенках, о светлоте,
цветовом контрасте, насыщенности цвета. (Зрительный ряд: цветные плакаты по
цветоведению, учебные схемы, пособия для обучающихся )
Практика: Выполнение упражнений «Весѐлая палитра». Составление цветовой круга,
получение основные, составных, дополнительных цветов, холодных и теплых цветов и
оттенков, получение светлоты, цветовой контраста, насыщенности цвета.
Теория: Изучение основ композиционного построения рисунка. Формирование у детей
чувство гармонии в рисунке. Рассказать и показать наглядно как можно подручных вещей
составить композицию.
Практика: Выполнение упражнений по созданию композиций из простых геометрических
форм на листе бумаги. Дать ребенку самостоятельно составить композицию, обговорить
ошибки.
2.2 Изучение элементов росписи. Виды орнаментов.
Теория: Разновидности орнамента. Орнамент как одно из важнейших художественных
средств создания произведения декоративно-прикладного искусства, в значительной
степени определяющий характер композиции. Основные элементы росписи и приѐмы их
выполнения; простейшие композиции.
Практика: Приѐмы владения кистью. Мазок как основной элемент кистевой росписи.
Разновидности мазка – от каплевидного до штрихового.

Практика: Растительные мотивы в росписи и их разнообразие. Зависимость выбора
мотива росписи от техники письма. Простейшие композиции росписи. Технологические
пробы по освоению приѐмов росписи.
Практика: Поэтапное выполнение элементов росписи – цветы и деревья, олени и кони,
уточки и лебеди, с использованием наглядного материала .
3. Художественно-технические приемы росписи.
3.1 Изучение и освоение кистевых и графических приѐмов росписи, при
помощи кисти, краски, линера.
Теория: Кистевые и графические приемы росписи. Демонстрация педагогом кистевых
и графических приѐмов росписи, при помощи кисти, контуром, обводка линером.
Практика: Отработка и оттачивание графического и кистевого письма. Выполнение линий
во всю ширину кисти, выполнение тонкой линии кончиком кисти, тонкой волнистой
линии, треугольная линия. Выполнение простых графических элементов росписи: зигзаг,
завиток, двойной завиток, парный завиток, спиралька. Зарисовка образцов графических
элементов в рабочих альбомах и краткая запись названия и значения символов.
Осваивание геометрического орнамента росписи.
3.2 Составление композиций на бумаге.
Теория: Рассказ педагога о правильном расположение элементов росписи в заданном
формате, о многоярусном расположении элементов росписи.
Практика: Выполнение предварительного эскиза для своей будущей работы. Создание
композиции по заданному плану. Работа в цвете, графическая обводка.
3.3 Изучение свойств красок и лакокрасочных материалов, используемых в
росписи.
Теория: Знакомство с технологией лакокрасочных материалов.
4.Выполнение итоговой работы.
4.1 Первичная обработка деревянных и др. изделий, грунтовка. Теория: Рассказ
педагога об обработке и подготовке деревянного изделия к росписи с использованием
учебной литературы, презентационного материала по теме.
Практика: Выравнивание поверхности деревянного изделия, шлифовка, проклейка
сучков, грунтовка.
4.2 Роспись небольшого деревянного и др. изделия
Практика: Роспись деревянного изделия. Композиционное построение рисунка на
деревянном формате. Колористическое решение композиции. Графическая обводка.
Покрытие изделия водостойким лаком.
5.Подготовка к отчетной выставке.
Подготовка учащимися работ к отчетной выставке. Отчетная выставка

Продвинутый уровень.
«Скетчинг».
Учебный план.
Таблица 1.3.4
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2

0,5

1,5

Формы
аттестации/контроля

1.Вводное занятие.
1,1

Зн Знакомство с
программой
«Скетчинг».





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.Технические приемы в освоении рисунка. Графические изобразительные средства.
2.1

Основные
понятия скетчинга,
линия, композиция,
тон, передача
объема.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.2

Работа с
графическими
материалами.

2

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

2.3

Акварель. Рисование 2
от пятна. Основы
цветоведения.

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

3. Конструктивное построение.
3.1

Быстрые зарисовки с 2
натуры.

0,5

1,5

3.2

Основы
изображения
базовых фактур и
текстур .

2

0,5

1,5

3.3

Референс.

2

0,5

3.4

Скетчинг бытовых
предметов. Коллаж.

2

2




Творческая работа
Беседа
Наблюдение

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

0,5

1,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

0,5

1,5



4. Виды скетчинга.
4.1

Скетчинг по



Творческая работа

референсу.
Фудскетчинг.




Беседа
Наблюдение

4.2

Ботанический
скетчинг.

4

0,5

3,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.3

Пейзаж (ландшафт). 4

0,5

3,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.4

Интерьерный
скетчинг.

4

0,5

3,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

4.5

Архитектурный
скетчинг.

4

0,5

3,5





Творческая работа
Беседа
Наблюдение

6,5

29,5

5.Подготовка к отчетной выставке.
5.1

Выставка.
Всего часов:

36

Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие.
1.1 Знакомство с программой «Скетчинг».
Теория: Знакомство с программой «Скетчинг». Проведение беседы -инструктажа по
соблюдению техники безопасности. Знакомство с организацией рабочего места.
Знакомство с художественными материалами для скетчинга, принадлежностями,
инструментами, приемами работы карандашом. Понятия «линия». «штрих», «пятно».
Практики: Выполнение упражнения на отработку штриховки.
2. Технические приемы в освоении рисунка. Графические изобразительные
средства.
2.1 Основные понятия скетчинга, линия, композиция, тон, передача объема.
Теория: Изучение приемов передачи объема, плавности, построение композиции в
формате листа. Дается обоснование в толщине линии, ее активности, настроению.
Практика: Построение композиции.
2.2 Работа с графическими материалами.
Теория: Изучение работы с цветом разными графическими средствами, свойства передачи
цвета акварели, смешиванием . нюансами, рефлексами бликами.

Практика: Выполнение рисунка простой формы в цвете разными графическими
средствами.
2.3 Акварель. Рисование от пятна. Основы цветоведения.
Теория: Разбор на главные и второстепенные локальные пятна в изображении. Основы
цветовидения.
Практика: Обработка техники работы с акварелью. Выбор референса, выполнение
композиции из пятен.
3. Конструктивное построение.
3.1 Быстрые зарисовки с натуры.
Теория: Изучение понятия о перспективе. Ее законов и правил. Изучение базовых
приемов построения фигуры, видения целого объема в плоскости листа, компоновки
фигуры в листе.
Практика: Выполнение 3-5 набросков с натуры.
3.2 Основы изображения базовых фактур и текстур.
Теория: Изучение различных простых приемов и техник рисования фигуры с натуры.
Практика: На примере изображений, учащиеся копируют камень, бетон, кирпич, пластик,
стекло, метал, ткань, ворс, мех, волосы. Выполняют подбор фактур, создаются их
таблицы.
3.3 Референс.
Теория: Изучение понятия «Референс» его типов и видов.
Практика: Выполнение тематических, технологических и стилистических
референсов.
3.4 Скетчинг бытовых предметов. Коллаж.
Теория: Изучение приемов изображения с использованием перспективы, плановости,
объема, техник, создания фактур и текстур.
Практики: Работа с готовыми изображениями – подбор референсов и вырезок,
составления композиции, обработка техник, декоративное оформление, выполнение
коллажа.
4. Виды скетчинга.
4.1 Скетчинг по референсу. Фудскетчинг.
Теория: Изучение особенностей фудскетчинга (скетч еды),поэтапное рисование, подборка
колористической гаммы и декорирования композиции.
Практика: Работа с референсами. Выполнение быстрых зарисовок разного рода еды.
4.2 Ботанический скетчинг.
Теория: Изучение приемов передачи реалистического изображения листьев, фактур
растений и веток., их натуральные формы и цвета.
Практика: Работа с референсами. Выполнение 3-5 набросков разных видов растений и
веток (передача разной фактуры).

4.3 Пейзаж (ландшафт).
Теория: Закрепить разные виды перспектив для умения грамотно компоновать предметы в
пространстве листа.
Практика: Работа с референсами. Выполнение пейзажей разной местности.
4.4 Интерьерный скетчинг.
Теория: Изучение приемов компоновки предметов в пространстве листа с передачей
воздушной и линейной перспективы. Копирование изображения с допустимой
интерпритацией, с сохранением узнаваемости, цветовой гаммы.
Практика: Работа с референсами. Закрепление приемов передачи фактуры и текстуры.
Зарисовки интерьеров. Подбор иллюстративного ряда.
4.5 Архитектурный скетчинг.
Теория: Изучение особенностей различных видов построений с учетом перспектив,
фактуры и их текстуры. Пространство на листе, компановка предметов, передача
воздушной и линейной перспективы. Фактура и текстура.
5. Подготовка к отчетной выставке.
Подготовка учащимися работ к отчетной выставке. Отчетная выставка.

2.Комплекс организационно - педагогических условий.
2.2. Условия реализации программы.
Таблица 2.1.1.
Аспекты

Характеристика
Кабинет оснащен рабочими столами для занятий
В качестве дидактического и методического материала
имеются:
1. Наглядные пособия 2. Тематические образцы изделий.
3. Детская литература с иллюстрациями художников.
4. Фотографии диких и домашних животных.
Для проведения теоретических и практических
работ по темам программы используются разнообразные
инструменты и материалы.

Материально-техническое
обеспечение

Информационное обеспечение
Кадровое обеспечение








ластик;
точилка для карандашей;
ножницы;
кисти №№ 1- 12 плоские и круглые,―Щетина‖;
палитра;
емкости для воды;












бумага для рисования акварелью;
бумага для рисования гуашью;
цветные карандаши;
восковые карандаши;
простые карандаши;
акварель художественная;
гуашь художественная;
акриловые краски,
грунтовка.
Лак.

- видео
- фото
- интернет источники
Педагог дополнительного образования.

2.2. Формы аттестации.
Формами аттестации являются:
Для отслеживания результативности образовательной деятельности используется
входной, рубежный и итоговый контроль.
Входной контроль проводится в сентябре с целью выявления у учащихся начальных
представлений, первоначальных навыков работы, умения использовать простые
инструменты (карандаши, фломастеры, кисть, краски ).
Методы и формы:
педагогическое наблюдение,  выполнение каждым учащимся практической
работы.
 Опрос, творческая работа.
Входной контроль осуществляется по следующим параметрам:
 техника безопасности (навыки безопасного поведения, понимание инструкций
по технике безопасности);
 мотивированность (комплексная реакция удивления, интереса; умение слушать
и задавать вопросы по существу; любопытства);
 зрелость (знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и т.д; знание
предназначения простых инструментов: карандаши, фломастеры, кисти, краски и
т.д);
 умелость (элементарные ручные навыки (видеть форму, цвет, место
расположения, размер );
 практичность (умение различать расходные материалы по (бумага – картон –
карандаши, кисти, краски ), глазомер и практическая сметливость при
использовании расходных материалов, размещении рисунков, уборке рабочего
места).
Рубежный контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года
для отслеживания уровня освоения учебного материала по разделам Программы.
Формы: отмечаются дети достигшие локального успеха (сравнение с самим собой);
корректное высказывание о своей и работе товарища; фото- и видеосъемка
удачных моментов («самый лучший рисунок», «кто отлично помогает младшим» и
т. п.);
Для оценки степени достижения предметных результатов дается задание
(самостоятельная работа), которые выполняется учащимся и анализируются
педагогом в соответствии со следующими критериями:
-умение определить необходимые материалы и инструменты для выполнения
рисунка;
-умение создать эскиз самостоятельно;


- выполнение контрольного рисунка для оценки практических навыков,
понятливости, внимательности, креативности.
Осуществляется в конце каждого учебного полугодия с целью выявления уровня
освоения Программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Итоговый контроль проводится по окончании обучения. Процедура подведения
итогов освоения программы представляет собой изготовление работы на отчетную
выставку, на которой учащиеся демонстрируют уровень овладения теоретических
и практических навыков.

2.4.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Планируемые результаты обучения в виде диагностики «Уровня способности детей», «Включения
высших психических функций ребенка», «Динамика творческого роста детей».

Планируемые результаты обучения по образовательной программе определяются с
помощью мониторинга «Уровня способности детей», «Включения высших психических
функций ребенка», «Динамика творческого роста детей».

. Диагностика проводится в три этапа: входная, рубежная, итоговая. Используются
формы: беседа, опрос, тест, практическое задание. Оценка результатов проходит по
шкале:




по 4 балла- низкий уровень
5-7 баллов- средний уровень
от 8 баллов высокий уровень

Согласно полученным результатам диагностики проводится корректировка
образовательного процесса индивидуально для каждого обучающегося. Это дает
возможность, что бы все воспитанники освоили образовательную программу.
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по
итогам мониторинга : https://cloud.mail.ru/public/cpxi/LkjCfJKde

2.4. Методические материалы.
Методы обучения:
 Словесный.
 Наглядный.
 Объяснительно-иллюстративный.
 Репродуктивный.
 Дискуссионный.
Формы организации образовательной деятельности:


Индивидуально-групповая.



Групповая.



Практическое занятие.



Беседа.



Выставка.



При необходимости в работе по выполнению программы в разделе «Скетчинг»
допускается совмещенные занятия групп двумя педагогами.

Педагогические технологии:



Технология группового обучения.
Технология коллективного взаимодействия.



Личностно- ориентированная технология.

Дидактические материалы:
 Раздаточные материалы.
 Инструкции организации рабочего места


технологические карты создания рисунка.



Образцы изделий.

2.6.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ ПРОГРАММЫ
Воспитательный компонент
Актуальность программы
«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
(Статья 2, пункт 2, ФЗ № 304)
Цель: Создание условий для личностного развития детей, формирования гражданских,
патриотических и нравственных качеств.
Задачи:
1. Приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
правилам и нормам поведения в обществе;
2. Формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности;
3.Развитие ценностных установок и социально-значимых качеств личности.
1. Работа с коллективом обучающихся
Работа с коллективом обучающихся детского объединения нацелена на:
- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и
психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в
процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;

- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своей малой Родине.
2. Работа с родителями
Работа с родителями обучающихся детского объединения включает в себя:
– организацию системы индивидуальной и коллективной работы (тематические беседы,
собрания, индивидуальные консультации);
- содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение родителей в
жизнедеятельность детского объединения (организация и проведение открытых занятий в
течение учебного года);
- создание информационных групп для родителей в мессенджерах и соц. сетях.

3. Календарный план воспитательной работы на 2024-2025 уч. Год.

№

Мероприятие

Модуль «детское объединение»
Сроки
Форма проведения
проведения

1.

Модуль «Воспитательная среда»
СЕНТЯБРЬ
День
открытых ДДТ, запись детей.
02.09.
дверей «Мы вам
рады»
в
объединении.

2.

День знакомства

3

Мастер класс «Арт Парк «Сфера»
почта»

1

День учителя

2

Выезд - экскурсия .

В студии ДДТ

ОКТЯБРЬ
Для педагогов ДДТ

Примечание
(Задача,практический
результат)
Способствовать
развитию личности
обучающегося,
с
позитивным
отношением к себе .
Учить ценить
дружбу, понимать еѐ
значение в жизни, в
учении, труде.

20.09

Учим детей писать
письма на бумаге,
изготовить открытку
своими руками
адресованная другу,
однокласснику или
учителю.

04.10

Подарок от детей на
День учителя
Ознакомительная
прогулка детей с
местом
летнего
отдыха,
развития
познавательных
способностей,
нравственных и

-Детский
05.10
оздоровительный
лагерь «Орленок».
-Музейно
–
информационный
центр
«Посольск
рыбацкий».

Посольский СпасоПреображенский
Монастырь.
Выход
к
берегу
Байкала с.Посольск.

патриотических
качеств, любви к
Малой
родине,физического
здоровья и развитие
творческого
потенциала.
Ознакомление
с
местными
достопримечательнос
тями, краеведением .

3

Выезд – экскурсия.

-Гостиничный
19.10
комплекс
АлтанСэргэ (Знакомство с
национальными
бурятскими играми и
национальным
бурятским
костюмам).
-Музейусадьба
Енхолог.
-Страусиная ферма и
птичий
двор.
с.Дулан.
-Дацан
Дамба
Даржалин.(
экскурсия)
-«Музей
невероятной истории
Байкала» с.Старый
Энхалук.
-База
отдыха
«Теремки»,
Посещение
контактного
зоопарка с енотами.
- Выезд на старую
пристань с Оймур.

Ознакомительная
прогулка детей с
местом
летнего
отдыха,
развития
познавательных
способностей,
нравственных и
патриотических
качеств, любви к
Малой
родине,
физического
здоровья и развитие
творческого
потенциала.
Ознакомление
с
местными
достопримечательнос
тями, краеведением .
Воспитание у детей
любовь к животным.

4

Выезд – экскурсия.

-Казачья
изба 23.10
с.Нюки.
-Пчелоферма
с.Елань, посещение
апи-домика.

Ознакомительная
прогулка детей с
местом
летнего
отдыха,
развития
познавательных
способностей,
нравственных и
патриотических
качеств, любви к
Малой
родине,
физического
здоровья и развитие

творческого
потенциала.
Ознакомление
с
местными
достопримечательнос
тями, краеведением .
Воспитание у детей
любовь к животным
НОЯБРЬ
В студии ДДТ

1
День
единства

05.11

народного

2

Акция
«Подарочки В студии ДДТ
для мамочки»

1

«День Героя»

2

Новогодние
представление
кружковцев.

ДЕКАБРЬ
В студии ДДТ

ДДТ

22.11

09.12

Воспитывать в детях
патриотизм,
уважение
к
различным
культурам
и
национальностям,
любви
к
своей
Родине.
Учащиеся научатся
создавать
что-то
красивое, проявлять
фантазию, выражать
эмоции и радоваться
результатам своего
труда.
Воспитывать
гордость за свой
народ,
знакомить с героями
России, с их
подвигами.
Создать
благоприятную
атмосферу, соблюдать
традиции и обычаи
празднования Нового
года.

для

ЯНВАРЬ
1
2

Районный фестиваль ДДТ
«Рождественские
встречи»
ФЕВРАЛЬ

1

Сагаалган

1

Выезд – экскурсия

Конкурс рисунков в
изостудии
МАРТ
-Историко
краеведческий музей
им. И.В. Бабушкина,

Ознакомительная
прогулка детей с
местом
летнего
отдыха,
развития
познавательных

прогулка по
Великому чайному
пути( 1 км.),
посещение маяка.
- «Байкальский
государственный
заповедник».
-Арт- резиденция
Устье в п.КедровоСебирская, МК по
керамике.

способностей,
нравственных и
патриотических
качеств, любви к
Малой
родине,
физического
здоровья и развитие
творческого
потенциала.
Ознакомление
с
местными
достопримечательнос
тями, краеведением .

-Квартирник у
Зайцев" гостевой
дом с.Выдрино.
(экскурсия)

1

2
3

День мультфимьма

Отчетный
ДДТ

АПРЕЛЬ
В студии ДДТ

История
создания
мультфильма,
Привить любовь к
российскому
киноискусству,
в
частности
к
мультфильмам.

концерт
МАЙ

1
2
4

1.

День победы

9 мая

День защиты детей и 1 июня
летний отдых.
Модуль «Работа с родителями»
Организационное
В группе ВК
сентябрь
родительское
собрание

Готовим
поздравления к 9 мая

Знакомство
родителей с целями и
задачами обучения
по данной ДООП,
особенностями
организации
учебного процесса,

режимом работы и
учебным графиком
В социальных сетях В течении Творческие
и личное общение
года
способности ребенка
и
подготовка
к
выставке (конкурсу).
В доме творчества
Апрель Результат работы за
май
учебный год
Модуль «Профилактика»
Объяснение
с сентябрь
Повышение уровня
проигрыванием
конструктивного
ситуаций.
поведения
обучающихся.
Список прошедших
инструктаж.

2.

Индивидуальные
консультации

3.

Выставка

1.

Первичный
инструктаж по ТБ,
правилам пожарной
безопасности,
поведению
на
дорогах, поведению
при угрозе ЧС и
теракта
Минутка здоровья
изостудия

2.

Разговор
о
«здоровой»
Организации
рабочего места и
профилактика
заболевании
сидячего
образа
жизни. Гимнастика
рук для развития
правого полушария.

4. Оценка результативности реализации программы воспитания
Результат реализации программы воспитания обучающихся детского объединения
изостудии «Фантазия» заключается;
- активное участие в общественной жизни дома творчества,
- участие обучающихся в конкурсах и мероприятиях различного значения.
- увеличение коммуникабельности, самоорганизации детей, уважительного отношения
друг к другу, патриотического отношения к Родине.

2.5. Список литературы.

1. Абрамова О.А. Искусство батика для детей 5-7 лет. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2010.
– 76с.
2. Альбом «Искусство детям». Необыкновенное рисование. – Москва: МозаикаСинтез, 2007. – 23с.
3. Альбом «Искусство детям». Акварельные цветы. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. –
17с.
4. Альбом «Искусство детям». Хохломская роспись. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008.
– 17с.
5. Альбом «Искусство детям». Жостовский букет. – Москва: Мозаика-Синтез, 2007. –
25с.
6. Альбом «Искусство детям». Дымковская игрушка. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006.
– 25с.
7. Альбом «Искусство детям». Мезенская роспись. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. –
17с.
8. Аллаярова И.Е. Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – Москва: ГНОМ и Д, 2007.
– 80с.
9. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
10. Аристова А.М. Антипова Ю.В. Красовитов Ю.Г. Росток. Уроки рисования. – г.
Челябинск 1996.
11. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству. – М.: «Мозаика-Синтез»,
2009. – 57с.
12. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925
13. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2
14. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚»,
1998.– 256с.
15. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
ИЗО. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. – 95с.
16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Москва:
Просвещение, 1991. – 93с.
17. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет.
Рекомендации, планирование, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2010. –
143с.
18. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
19. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский
дом «Академия», 1998.-272с.
20. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности. – М.: Просвещение, 1995, 64 с.
21. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.:
Скрипторий, 2007. – 80с.
22. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.:
Скрипторий, 2007. – 72с.
23. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок художник. – Москва: Ювента, 2001. – 199с.
24. Доронова Т.Н. ―Природа, искусство и изобразительная деятельность детей‖, М.:
Просвещение, 2004 г.

25. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
26. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. –
128с.
27. Есафьева Г.П. Учимся рисовать. Методическое пособие для старшей и
подготовительной группы. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 79с.
28. Занятия по рисованию с дошкольниками Под ред. Р. Г. Казаковой«ТЦ Сфера», 2004
29. Иванов Д. Учимся рисовать
30. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М.,
Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя/ 2002.
31. Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 1923
32. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в
рисовании/ Дошкольное воспитание. 2002.- №2
33. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие творческих
способностей средствами арттерапии»/ 2009.
34. Вальдес Одриосола М.С. Интуиция, творчество, арттерапия/ 2012.
35. Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных
технологиях: практическое пособие/ АРКТИ: 2010.
36. Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности/ М.: 2005.
37. Казакова Р.Г. Рисование с детьми — нетрадиционные техники, планирование,
конспекты занятий/ ООО ТЦ Сфера: 2009г.
38. Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ М.:
Педагогическое общество России, 2005
39. Королева Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет/ М.: Сфера, 2009. 11.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения/М.: 2007.
40. Полякова Н.В. Образовательные технологии. Н.В. / Научно-практический журнал
«Завуч»№ 5, 2005.
41. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии»/ М.: 1998.
42. Шайдурова Н. В. Обучение детей рисованию животных по алгоритмическим
схемам /М.: Детство-Пресс, 2009.
43. 14. Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ М.: Мозаика, 2007.
Список литературы для детей
«Искусство и развлечения» Анастасия Истомина, 2015г.
«Как нарисовать все что угодно» 2015г.
«Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
«Ты – Художник» Бетти Эдвардс, 2010г.
«Цвет», Бетти Эдвардс 2010г.
А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие
для
воспитателей и родителей». – СПБ.: КАРО, 2007г.
7. И. А. Лыкова «Цветная мозаика» М., 2000.
8. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к
школе группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. - М.:
Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208с.
9. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие
способности ребенка.- СПБ.: Речь; М.: Сфера,2011.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

10. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования / под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.
11. 11.Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
12. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
13. СанПиН
Электронные образовательные ресурсы используемые в работе 
Infourok.ru *http://razigrushki.ru «Раз Игрушки» - сайт для детей и их родителей, которые
заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.  http://www.baby-news.net –
«Babynews» - Огромное количество развивающих материалов для детей. 
http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, детские лабиринты, умелые
ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и
девочек и многое другое.  http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На
сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы,
скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен,
раскрасить , выбрать сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое
другое!  http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и
музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные,
тесты, скороговорки и потешки.  http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для
детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь статьи о детях, обучающие
и развивающие программы для малышей. Все самое необходимое для ребенка
(интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры ...)   Сайт "Фестиваль педагогических
идей. Открытый урок" http://festival.1september.ru/  Социальная сеть работников
образования nsportal.ru


Наверх
Вторушина Татьяна Алексеевна

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».