Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Меланж»
Цель:
Овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, и навыками
работы в техниках декоративно – прикладного творчества: вязание спицами и
крючком, ткачеству, аппликации из шерстяной крошки, направленными на воспитание
художественно-эстетического вкуса,
Программа
актуальна, поскольку является модульно - комплексной, вариативной, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность
каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно -
прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Комплексная и модульная программа,
посвященная не отдельному виду декоративно-прикладного творчества, а включающих
одновременно несколько разделов. Программа являясь разнообразной (или
многоступенчатой) по структуре, позволяет осваивать несколько смежных
направления декоративно-прикладного искусства, что предоставляет
больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. Программа
состоит из 3 модулей, что является залогом ее вариативности. Модули: -
«Вязание», «Аппликация из шерстяной крошки», «Ткачество». Каждый из модулей
предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование
творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Программа
предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями
детей.
Педагогическая
целесообразность обусловлена, подбором методов и форм обучения, направленных на
развитие личности ребенка, его творческого потенциала, дает возможность каждому
обучающемуся открыть для себя волшебный мир искусства вообще и декоративно –
прикладного в частности, проявлять и реализовать свои творческие способности.
У ребенка повышается самоуважение, которое
опирается на понимание того, что существуют вещи, предметы, которые он может
изготовить сам, причем так, что это доставит радость другим. В процессе занятий
от простого к сложному осуществляется плавный переход в соответствии с
возрастными и индивидуально – психологическими особенностями ребенка. Обучение
способствует развитию художественно – эстетического вкуса, образного мышления,
воображения и фантазии.
Учебно-тематический план
1 ступень
обучения.
Разделы
и темы |
Количество
часов |
Формы контроля |
||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||||
I.
Вводное занятие. |
||||||||||
I. Вводная
беседа. Знакомство с детьми и их интересами. Режим работы объединения.
Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
1 |
1 |
Устное
собеседование. |
||||||
II
Модуль «Вязание» |
||||||||||
I. Вводное
занятие «Сказка о стране «Вязание»» Материаловедение. |
2 |
1 |
1 |
Беседа, практическая
работа |
||||||
II. Цвет и
сочетание цветов. |
2 |
1 |
1 |
Практическая
работа |
||||||
III. Вязание
крючком. Простые
приемы работы с пряжей. |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
||||||
Основные приемы вязания. 1. Воздушная петля. |
10 |
2 |
8 |
Практическая
работа |
||||||
2. Полустолбик
(плотная петля или соединительный
столбик) |
4 |
1 |
3 |
Практическая
работа |
||||||
3. Столбик без накид |
4 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
||||||
4. Столбик с 1 накидом. |
4 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
||||||
5. Вязание по схеме. |
2 |
1 |
1 |
Практическая
работа |
||||||
6. Вязание по кругу, овалу. |
8 |
2 |
6 |
Практическая
работа |
||||||
7. Столбик с воздушной петлей. |
4 |
1 |
3 |
Практическая
работа |
||||||
8. Узор « Сеточка». |
4 |
1 |
3 |
Практическая
работа |
||||||
9. Образец
«Квадрат, связанный от середины» |
6 |
2 |
4 |
Практическая
работа |
||||||
IV.
Игрушки. |
40 |
2 |
38 |
Практическая
работа |
||||||
V. Итоговое
занятие. |
2 |
|
2 |
Выставка
творческих работ |
||||||
ИТОГО |
98 |
15 |
83 |
|
||||||
III. Модуль
«Ткачество»
Разделы и темы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория. |
Практика |
||
I.
Вводное занятие.
История ручного ковроткачества.
Виды ковровых техник |
2 |
1 |
1 |
Беседа,
практическая работа |
II.
Материалы, оборудование, приспособления для
изготовления ковров. |
2 |
1 |
1 |
Практическая
работа |
III.
Знакомство с технологией изготовления ковров. |
2 |
1 |
1 |
Практическая
работа |
IV.
Технология изготовления ворсовых ковров. |
36 |
2 |
34 |
Практическая
работа |
V.
Заключительное занятие. |
2 |
1 |
1 |
Выставка
творческих работ |
Итого: |
44 |
6 |
38 |
|
ИТОГО: 144 часа
Учебно-тематический
план
2 ступени
обучения.
Разделы и темы |
Количество
часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I.
Вводное занятие. |
||||
I.
Вводная беседа. Знакомство с детьми и их
интересами. Режим работы объединения. Инструктаж по технике безопасности. |
3 |
2 |
1 |
Устное
собеседование. |
II.
Модуль «Вязание» |
||||
I. Вводное
занятие «Путешествие в страну «Фантазия»» |
3 |
2 |
1 |
Устное собеседование. |
II. Материаловедение. |
3 |
1 |
2 |
Беседа, практическая работа |
III. Цветоведение |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
IV.
Вязания крючком. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.Основные
приемы вязания. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.1
Столбик с двумя накидами. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
1.2
Пышный столбик. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
1.3
Пико. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
1.4
Прибавление петель. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.5
Убавление петель. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.6
Филейное вязание. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
2. Цветы. |
Или
15 |
2 |
13 |
Практическая работа |
3. Вязание полотна квадратной формы. |
Или
15 |
2 |
13 |
Практическая работа |
V. Основные приемы
вязания спицами. |
|
|
|
|
1.
Набор первого ряда. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
2.
Лицевая петля. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
3.
Изнаночная петля. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
4.
Прибавление петель. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
5.
Убавление петель. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
6.
Заключительный ряд. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
VI.
Техника вязание узоров. 1 Узоры по схемам. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
2. Сочетание
лицевых и изнаночных петель |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
3. Снятые петли. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
VII.
Игрушки |
20 |
2 |
18 |
Практическая работа |
VIII.
Подведение итогов |
3 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
ИТОГО: |
125 |
28 |
97 |
|
III.
Модуль «Ткачество»
Разделы и темы |
Количество
часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I.
Вводное занятие. История ковроткачества. Виды ковровых техник. Ковроткачество на
Руси. |
3 |
2 |
1 |
Беседа,
практическая работа |
II. Материалы,
оборудование, приспособления для изготовления ковров. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
III. Технология
изготовления ворсовых ковров |
Или 31 |
Практическая работа |
||
IV.
Технология
изготовление ковров в технике “ковровой вышивки». |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1.
Основные приемы работы ковровой иглой. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
2.
Изготовления художественных изделий в технике
“ковровой вышивки». |
Или 31 |
1 |
30 |
Практическая работа |
V. Заключительное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Выставка
творческих работ |
ИТОГО: |
46 |
7 |
39 |
|
IV.
Модуль «Аппликация из шерстяной крошки»
Разделы и темы |
Количество
часов |
Формы
контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I.
Вводное занятие.
|
3 |
2 |
1 |
Беседа,
практическая работа |
II.
Материаловедение |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
III.
Знакомство с технологией изготовления аппликации |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
IV.
Технология изготовления аппликации из шерстяной
крошки. |
30 |
1 |
29 |
Практическая
работа |
V.
Заключительное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Выставка
творческих работ |
ИТОГО: |
42 |
6 |
36 |
|
ИТОГО:
216 часов
Учебно-тематический
план
3 ступени
обучения.
Разделы
и темы |
Количество
часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I.
Вводное занятие. |
||||
I.
Вводная беседа. |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
II.
Модуль «Вязание» |
||||
I
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
II
Материаловедение. |
3 |
1 |
2 |
Беседа,
практическая работа |
III
Цветоведение |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
IV
Основные приемы вязания крючком. |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
1.
Столбик с тремя и более накидами. |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
2
Вязаные пуговицы и тесьма. |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
3
Вязание по схемам. Изготовление салфетки. |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
V
Цветы. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
Прихватки. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
VI
Основные приемы вязания спицами. |
3 |
1 |
2 |
|
Набор первого ряда. |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
Техника
вязания узоров |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
1 Сочетание лицевых и изнаночных петель. |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
2 Накиды |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
3 Простой ажур |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
Пестрое
вязание (многоцветные узоры). |
6 |
1 |
5 |
Практическая
работа |
4. Круговое объемное вязание. 4.1 Варежки |
|
1 |
8 |
Практическая
работа |
4.2 Носки, гольфы…. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
VII
Техника вязания изделия 1 Шарфы,
палантины. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
2 Головные
уборы |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
3 Сумки, чехлы для сотовых телефонов,
кошельки, футляры для очков, косметички. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
4 Топ –
кофточки. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая
работа |
VIII
Игрушки. |
15 |
1 |
14 |
Практическая
работа |
IX
Подведение итогов |
3 |
1 |
2 |
Выставка
творческих работ. Тест |
ИТОГО:
|
101 |
23 |
78 |
|
III.
Модуль «Ткачество»
Разделы и темы |
Количество
часов |
Формы
контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I
Вводное
занятие. История ковроткачества. Виды ковровых техник. Современные виды
гобеленов и текстильной пластики. |
3 |
1 |
2 |
Беседа,
практическая работа |
II Технология
изготовления ворсовых ковров |
Или 39 |
1 |
38 |
Практическая
работа |
III Технология изготовление ковров в технике “ковровой
вышивки». |
Или 39 |
1 |
38 |
Практическая
работа |
IV Классификация
ткацких станков. Виды ткацких рам и станков |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
V Ручной
ткацкий станок. |
Или 39 |
1 |
38 |
Практическая работа |
VI Витье и
плетение поясов. |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
VII Устройство
ткацкой рамы с бердом. Инструменты и материалы, используемые в работе. |
Или 39 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
VII Изготовление пояса |
9 |
1 |
38 |
Практическая
работа |
II. Плетение пояса
на пальцах (дерганье ). |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
III.
Заключительное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Выставка
творческих работ |
ИТОГО: |
63 |
9 |
54 |
|
IV.
Модуль «Аппликация из шерстяной крошки»
Разделы и темы |
Количество
часов |
Формы
контроля |
||
|
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I.
Вводное занятие.
|
3 |
1 |
2 |
Беседа,
практическая работа |
II.
Материаловедение |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
III.
Знакомство с технологией изготовления аппликации |
3 |
1 |
2 |
Практическая
работа |
IV.
Технология изготовления аппликации из шерстяной
крошки. |
40 |
1 |
39 |
Практическая
работа |
V.
Заключительное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Выставка
творческих работ |
ИТОГО: |
52 |
5 |
47 |
|
ИТОГО: 216 часов
Учебно-тематический план 3
ступени обучения.
Разделы
и темы |
Количество часов |
Формы
контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I. Вводное занятие. |
||||
I. Вводная
беседа. |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
II. Модуль «Вязание» |
||||
IВводное занятие |
3 |
1 |
2 |
Беседа |
IIМатериаловедение. |
3 |
1 |
2 |
Беседа, практическая работа |
IIIЦветоведение |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
IVОсновные приемы вязания крючком. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1. Столбик с тремя и более накидами. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
2 Вязаные пуговицы и
тесьма. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
3 Вязание по схемам. Изготовление
салфетки. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
VЦветы. |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
Прихватки. |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
VIОсновные приемы вязания спицами. |
3 |
1 |
2 |
|
Набор первого ряда. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
Техника вязания узоров |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
1 Сочетание лицевых и изнаночных петель. |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
2 Накиды |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
3 Простой ажур |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
Пестрое вязание
(многоцветные узоры). |
6 |
1 |
5 |
Практическая работа |
4.
Круговое объемное вязание. 4.1 Варежки |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
4.2 Носки, гольфы…. |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
VIIТехника
вязания изделия 1
Шарфы, палантины. |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
2 Головные уборы |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
3 Сумки,
чехлы для сотовых телефонов, кошельки, футляры для очков, косметички. |
Или
9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
4 Топ – кофточки. |
Или 9 |
1 |
8 |
Практическая работа |
VIIIИгрушки. |
15 |
1 |
14 |
Практическая работа |
IXПодведение итогов |
3 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ. Тест |
ИТОГО: |
101 |
23 |
78 |
|
III.
Модуль «Ткачество»
Разделы
и темы |
Количество часов |
Формы
контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I
Вводное занятие. История ковроткачества. Виды ковровых техник. Современные
виды гобеленов и текстильной пластики. |
3 |
1 |
2 |
Беседа, практическая работа |
II Технология изготовления ворсовых
ковров |
Или 39 |
1 |
38 |
Практическая работа |
III Технология изготовление
ковров в технике “ковровой вышивки». |
Или 39 |
1 |
38 |
Практическая работа |
IV Классификация ткацких
станков. Виды
ткацких рам и станков |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
V Ручной ткацкий станок. |
Или 39 |
1 |
38 |
Практическая работа |
VI Витье и плетение поясов. |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
VII
Устройство ткацкой рамы с бердом. Инструменты и материалы, используемые в работе. |
Или 39 |
1 |
2 |
Практическая работа |
VII Изготовление пояса |
9 |
1 |
38 |
Практическая работа |
II.Плетение пояса на пальцах (дерганье ). |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
III. Заключительное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
ИТОГО: |
63 |
9 |
54 |
|
IV.
Модуль «Аппликация из шерстяной крошки»
Разделы
и темы |
Количество часов |
Формы
контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
I.Вводное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Беседа, практическая работа |
II.Материаловедение |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
III.Знакомство с технологией изготовления аппликации |
3 |
1 |
2 |
Практическая работа |
IV.Технология изготовления аппликации
из шерстяной крошки. |
40 |
1 |
39 |
Практическая работа |
V.Заключительное занятие. |
3 |
1 |
2 |
Выставка творческих работ |
ИТОГО: |
52 |
5 |
47 |
|
ИТОГО:
216 часов