Студия "Декор"
Уровень образования
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
1 модуль: « Умелые ручки»
Тема №1: Вводное занятие.
Теория: Техника безопасности.
Знакомство (игра «Снежный ком»). Экскурсия по дому творчества. Правила поведения на учебных занятиях, массовых мероприятиях, экскурсиях, походах. Практика: Диагностика. Выполнение рисунка акварельными красками на заданную тему. Выполнение работы из бумаги (оригами).
Тема №2: Приглашение к путешествию. Диагностика.
Теория: Игра-театрализация: герой из сказки приглашает в путешествие по странам творчества. Раскрывает дорожный сундучок. Здесь находится всё, что нужно для путешествия (инструменты, приспособления, различные материалы). Просмотр видеофильма о народных ремёслах. Практика: Диагностика. Выполнение аппликации из ткани.
Тема №3: страна «Бумагопластика».
Теория: Изучаем приёмы работы с бумагой и безопасную работу с инструментами (ножницами, клеем, карандашом, линейкой). Бумагу можно сгибать, рвать, разрезать, формовать, мять, на ней можно рисовать, её можно склеивать и сшивать.
Практика: Выполняем аппликации по готовым шаблонам: осень, букет маме, ёлочка, фрукты, бурятский орнамент, русский узор и др. Шаблоны накладываем на бумагу соответствующего цвета, обводим и вырезаем. Располагаем на основе и находим наиболее удачное композиционное решение. Затем приклеиваем канцелярским клеем. В многоцветной аппликации важно продумать очерёдность соединения деталей.
Выполняем объёмные двигающиеся поделки из бумаги: гусеница, осьминог, страус, ворона, робот, лыжник, солнце, львёнок, фонарик, звезда, кукла, рыбка, закладка-плетёнка и др.
Тема №4: страна «Лепилка».
Теория: Знакомимся с инструментами для лепки (доска, стек, скалка, карандаш и др.). Как правильно организовать рабочее место. Практика: Изучаем способ изготовления солёного теста; приёмы лепки (шарик, жгутик, морковка, лепёшка, овал и др.); способы формирования объёмных фигур и рельефов; способы соединения деталей между собой (водой, клеем ПВА, палочками); способы окрашивания изделий ( по сухому или мокрому тесту, используя красители при изготовлении теста).
Совместно с изучением способов лепки выполняются изделия и композиции по темам:
• На просторах зелёного листочка (гусеница, улитка, бабочка, божья коровка, паук, стрекоза и др.).
• Морское дно (различные рыбки, осьминог, морская звезда, водоросли, раковины и др.).
• Приятного аппетита (хлебо-булочные изделия, конфеты, тортик, посуда, самовар и др.).
• Моя семья (портреты родителей, дедушки, бабушки, сестры, брата).
• Лесная сказка (деревья, цветы, травка, лесные зверушки, птички).
Перед выполнением лепки по каждой теме воспитанник рисует картину, по которой самостоятельно составляет устный рассказ и проговаривает его вслух.
Тема№5: страна « Нитки, иголки ».
Теория: Знакомимся с инструментами и материалом. Ткань бывает разных видов и имеет изнаночную и лицевую стороны.
Практика: Учимся вдёргивать нитку в иголку и завязывать узелок. Изучаем швы: шов вперёд иголка, шов назад иголка, кромочный, через край, петельный. Учимся пришивать пуговицу.
Выполняем контурное вышивание на бумаге и ткани, по рисунку разноцветными нитями. Шьём игольницу или мешочек.
Изучаем пошив мягкой игрушки по готовым выкройкам. Выбираем изделие и подходящую по цвету ткань. Раскрой деталей производим по готовым шаблонам выкройки. Делаем припуск на шов 5 мм. Детали сшиваем швом «назад иголка» по изнаночной стороне. Потом выворачиваем детали и наполняем синтепоном. Если ткань плотная, то детали сшивают с лицевой стороны швом «через край» или «петельным». В этом случае детали не выворачивают. Для отделки используют различные материалы: кожу, бумагу, пуговицы, пряжу. Начинаем с пошива простых игрушек: рыбка, матрешка, кошечка, ёжик, собачка, ящерица и др.
Тема№6: Сувенирная лавка.
Практика: Выполненные изделия выставляем на выставку в кабинете в течение учебного года. Итоговую выставку оформляем на творческом отчёте дома творчества.
-
2 модуль: «Мягкая игрушка»
Тема№1: Вводное занятие. Теория: Техника безопасности.
Знакомство (игра «Снежный ком»). Экскурсия по дому творчества. Правила поведения на учебных занятиях, массовых мероприятиях, экскурсиях, походах. История игрушки. Просмотр видеофильма об игрушках народов России.
Тема№2: Теория: Повторение: виды швов, инструменты, виды ткани и её свойства, цветосочетания. Организация рабочего места.
Практика: Повторяем технологию выполнения ручных швов, которые используются при изготовлении игрушек. Рекомендуется обратить внимание на назначение каждого шва. Соединительные швы («строчка», «потайной») применяются для соединения деталей изделия. Для обработки петель и края изделия применяются швы «петельный» и «через край». А швы и стежки, выполняющие общие функции («вперед иголку», «назад иголку», «вперед иголку с перевивом») применяются и для украшения изделий, и для соединения деталей. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий. Виды ткани: хлопчато-бумажная, шёлк, шерсть, искусственный и натуральный мех. Свойства ткани: мнётся, намокает, утюжиться, разрезается, горит, сшивается. Цветосочетания: контрастное, гармоничное, 2-х или З-х составное. Организация рабочего места: оно должно содержаться в образцовом порядке, а инструменты располагаться так, чтобы их было удобно брать, не затрачивая время на поиск. Стол должен быть хорошо освещен, свет падать с левой стороны.
Важно напомнить детям о правильном положении корпуса, не разрешать сутулиться, низко наклонять головы. Расстояние между глазами ре работой должно быть 25-30 см.
Тема№3: Пошив мягкой игрушки.
Теория: Правила выполнения раскроя игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек. Правила проведения ВТО.
Практика: Пошив игрушки выполняется по технологической карте.
Тема№4: Оформление выставки.
Практика: Составление композиций из сшитых игрушек разной сложности с использованием других материалов.
Мониторинг образовательного уровня учащихся.
В течение учебного года в кружке проводится обсуждение выполненных работ. Конкурс на лучшую работу по разным номинациям: самая аккуратная, оригинальная, забавная и т.п.; презентация игрушки. Организация выставок детских работ в кабинете.
-
3 модуль: «Лоскутная мозаика»
Тема №1: Вводное занятие, техника безопасности.
Теория: Знакомство (игра снежный ком). Техника безопасности с колющими и режущими инструментами, с утюгом, швейной ручной и электрической машине. Традиционное лоскутное шитьё России и мира. Ткань как материал для творчества.
Тема №2: Технологические основы лоскутного шитья.
Теория: Цвет. Цветовой круг. Основные понятия об орнаменте. Организация рабочего места. Основные технологические понятия: блок узора, шаблон, сборка, утюжка, отделка. Технология лоскутного шитья: выбор схемы, изготовление шаблонов, раскрой, стачивание, влажно-тепловая обработка.
Практика: Изготовление блоков различных узоров: ёлочка, пила, колодец, мельница, хвост и т.д.
Тема №3: Техника и приёмы лоскутного шитья.
Теория: Изучаем виды техник лоскутного шитья. Техника: полоска, квадрат, треугольник, свободная техника. Изучаем приёмы получения разнообразных фактур.
Практика: Изготавливаем лоскутное изделие в различных техниках (салфетка, платок, скатерть, мешочек и т.д.)
Тема №4: Технология работы над лоскутным изделием.
Теория: Замысел. Поиск композиционного решения. Выбор материала и его подготовка. Выполнение схемы рабочего чертежа. Изготовление шаблонов. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке. Соединение всех слоёв изделия. Обработка края изделия. Стёжка.
Практика: Изготавливаем различные изделия в лоскутной технике (скатерть, сумка, кошелёк, жилет, покрывало и т.д.)
Тема №5: Выставка.
Способы оформления и составления композиции из выставочных работ.
-
4 модуль: «Декор»
Тема № 1 Вводное занятие. Техника безопасности.
Теория: Что означает слово «Дизайн»? Область применения. Беседа, обзор популярных журналов.
Практика: Урок-игра «Производственная фантазия».
Тема № 2: История искусств.
Теория: Просмотр видеофильма «История искусств».
Практика: Вопросы по фильму.
История костюма
Теория: История костюма европейского (от древнего Египта до наших дней) и национального (русского и бурятского).
Практика: Моделирование одежды на заданную тему. Тестирование «оцени себя».
Тема № 3: Композиция.
Теория: Композиционное решение панно, фотографии, картины, интерьера комнаты.
Практика: Составление композиции на заданную тему.
Стиль.
Теория: Основные стили в одежде.
Практика: Определение стиля комплекта одежды по картине и фотографии.
(Использование иллюстраций.)
Цветосочетания.
Теория: цветовой круг, цветосочетания, символика цвета
у разных народов.
Практика: Цветовое решение выбранной композиции.
Тема № 4: Пошив одежды и аксессуаров. Теория: типы фигуры, зрительная иллюзия в одежде, технология пошива плечевых изделий, правила проведения влажно-тепловой обработки (ВТО). Практика: Выбор модели (шляпа, жилет, юбка, брюки, блуза, сумка, кошелёк и т.д.). Пошив изделия согласно технологии. Отделка изделия.
Тема № 5: Дизайн одежды и предметов быта. Теория: Изучение различных техник (аппликация, гильоширование, изготовление цветов, вышивка лентами, роспись и т.д.) применяемых для дизайна одежды и предметов быта. Работа с различными материалами: ткань, кожа, мех, природный материал, лента, нитки, пряжа, бусины, краски и т.д. Практика: безопасная работа с материалами и инструментами. Приёмы работы с кожей и мехом (окраска, разметка и раскрой, обтяжка, драпировка, термическая обработка, аппликация, способы соединения кожи, оформление изделий из кожи). Этапы работы изготовления настенного панно, браслета, кошелька, цветка. Аппликация из ткани: характеристика ткани (состав, строение, свойства, виды). Виды аппликаций (ручная, машинная, клееная и термоапликация). Декоративно - прикладные приёмы работы с тканью (гильоширование, цветы, картины). Изготовление панно, салфетки, мешочка, цветка, шкатулки. Лоскутное шитьё: техника и приёмы лоскутного шитья. Ткани в интерьере. Пошив подушки, покрывала, салфетки, набора из нескольких предметов. Работа с природным материалом: флористика, рисование песком, роспись камней, осибана. Материалы - песок, шишка, камень, листья, цветы, ветки деревьев и др.
Тема№7: Выставка. Способы оформления и составления композиций из выставочных работ. Показ моделей одежды.
Практики
Нет