Клуб гитаристов "Звонкая струна"
Уровень образования
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
1 год обучения
1.Знакомство с инструментом.
Теория: Исторические сведения о гитаре. Устройство и назначение конструктивных элементов. Техника безопасности.
Практика: Выработка правильной посадки и положения инструмента в руках исполнителя.
2. Аппликатура правой руки.
Теория: Нумерация пальцев правой руки. Положение пальцев на струнах.
Практика: Разучивание серии упражнений на открытых струнах. Развитие навыка использования различных аппликатурных приемов.
3. Аппликатура левой руки.
Теория: Нумерация пальцев левой руки. Положение пальцев на струнах.
Практика: Разучивание упражнений на развитие кисти левой руки.
Выработка аппликатурной дисциплины.
4. Ноты в скрипичном ключе.
Теория: Исторические сведения о названии нот и ключей. Расположение нот на клавиатуре фортепиано и нотном стане. Октава.
Практика: Графическое изображение ноты и скрипичного ключа. Определение названий нот первой октавы.
5. Строй шестиструнной гитары.
Теория: Унисон. Способы настройки гитары под инструмент с фиксированным строем. Техника безопасности.
Практика: Обучение настройке отдельно взятой открытой струны.
Настройка в унисон и в октаву с соседней струной.
6. Звукоряд первой позиции.
Теория: Обозначение на нотоносце номеров струн и ладов. Положение кисти левой руки в первой позиции. Расположение нот первой позиции на инструменте и в нотной записи.
Практика: Разучивание на гитаре звукоряда первой позиции в восходящем и нисходящем движении. Определение названия нот на инструменте.
7. Длительности нот.
Теория: Метроритмическая организация звуков мелодии. Дробление целой ноты на половинные, четверти и восьмые. Счет длительностей.
Практика: Исполнение со счетом вслух нот разной высоты и длительности. Разучивание не сложной знакомой мелодии.
8. Паузы. Длительности пауз.
Теория: Пауза – перерыв звучания одного или нескольких голосов в музыкальном произведении. Дробление целой паузы на половинные, четверти и восьмые. Счет длительностей пауз.
Практика: Графическое изображение пауз. Разучивание мелодии с различными видами пауз.
9. Такт. Затакт. Размер.
Теория: Такт – основная ячейка музыкального метра. Сильные и слабые доли такта, образующие размер музыкального произведения. Мелодия из затакта.
Практика: Определение сильной доли такта на слух. Определение музыкального размера по чередованию сильных и слабых долей такта. Способы гитарного аккомпанемента.
10. Знаки альтерации.
Теория: Тон, полутон на клавиатуре фортепиано и на гитаре. Назначение знаков альтерации. Ключевые и случайные
знаки. Понятие «Лад и Тональность».
Практика: Графическое изображение диеза, бемоля и бекара. Нахождение альтерированных нот на инструменте.
Разучивание по нотам упражнений с ключевыми и случайными знаками. Основные ступени лада.
11. Лига. Нота и пауза с точкой. Пунктирный ритм.
Теория: Лига – знак увеличения длительности ноты.
Лига – знак исполнения на «Легато».
Точка – знак увеличения длительности ноты и паузы.
Пунктирный ритм. Штрихи.
Практика: Разучивание аккордовых построений и мелодии с чередованием относительно долгого звука и в три раза более короткого. Игра на «легато», «стаккато». Способы гитарного аккомпанемента.
12. Работа над репертуаром.
Теория: Особенности звукоизвлечения и пения при исполнении музыкальных произведений для разной аудитории: туристской песни в кругу друзей, классического произведения на концерте и др.
Практика Работа с песенными сборниками. Игра в ансамбле. Классическая музыка для гитары. Подбор индивидуального репертуара с учетом психофизического развития воспитанников.
13. Музыкально-исполнительская работа.
Теория: Воспитание интереса к высокохудожественным образцам музыкального искусства, умению отличать их от низкопробных поделок поп индустрии. Развитие навыков игры на инструменте, умения петь для зрителей. Игра в ансамбле.
Практика: Организация мини-концертов в объединении. Участие в мероприятиях дома детского творчества.
-
2 год обучения
1. Закрепление тем первого года обучения.
Теория: Краткий обзор пройденного материала
Практика: Игра упражнений. Повтор репертуара первого года
обучения.
2. Способы гитарного аккомпанемента.
Теория: Виды гитарного аккомпанемента – как средство передачи
характера музыкального произведения.
Практика: Исполнение гармонических построений с применением усложненных видов арпеджио, бряцания. Дальнейшее
развитие техники игры.
3. Буквенно-цифровая система обозначения аккордов.
Теория: Запись аккордового сопровождения по буквенно-цифровой
системе. Септаккорды, секстаккорды, увеличенные, уменьшенные.
Практика: Разучивание гармонических построений с использованием
простых аккордов в сочетании с более сложными. Дальнейшее
расширение аккордовой базы.
4. Позиции.
Теория: Общие сведения и правила использования разных позиций.
Обозначение в нотной записи. Аппликатура.
Практика: Знакомство со звукорядом других позиций (IV, VII, XIX).
Сочетание разных позиций в мелодии, музыкальных пьесах.
5. Аббревиатура.
Теория: Знаки сокращения нотного письма – как средство упрощения
разучивания и восприятия музыки.
Практика: Работа с песенными сборниками. Самостоятельная работа над репертуаром.
6. Баррэ.
Теория: Баррэ – важнейший аппликатурно-технический прием.
Разновидности Баррэ.
Практика: Изучение сетки Баррэ. Тренировка кисти левой руки.
Разучивание аккордовых построений с применением Баррэ.
7. Работа над репертуаром.
Теория: Ведение песенника. Классическая музыка для гитары. Подбор индивидуальной музыкальной программы.
Практика: Подбор музыкальных произведений «на слух». Самостоятельный поиск репертуара с использованием песенников, самоучителей, средств Интернета. Организация мини-концертов в объединении. Участие в мероприятиях дома детского творчества. Работа с классическими произведениями для гитары, работа с табулатурой, нотным текстом Практическая работа по самостоятельному разучиванию музыкальных произведений.
Музыкально – исполнительская работа.
Теория: Формирование музыкальной культуры учащихся базируется
на трех направлениях:
1. Мировоззренческое – Донесение до воспитанников идейно-
эстетической сути музыкального произведения.
2. Музыковедческое - Осознанное восприятие единства формы
и сути музыкального произведения.
3. Исполнительское – Дальнейшее воспитание у детей потребности в музыкальной и концертной деятельности.
Практика: Отработка навыков игры на гитаре. Отработка умения петь для зрителей. Игра в ансамбле. Участие в концертах, конкурсах, мастер-классах и др. мероприятиях. Шефская помощь воспитанникам 1 года обучения.
Итоговое мероприятие.
Теория: Правила поведения на сцене. Психологический настрой на успех.
Практика: Владение техническими средствами на сцене.
Практики
Нет