Творческое объединение "Меланж"
Уровень образования
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
1 ступень обучения
Разделы и темы
Основные теоретические сведения.
Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие.
I. Вводная беседа.
Знакомство с детьми и их интересами. Режим работы
объединения. Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место учащихся. Знакомство с программой.
2
II. Модуль «Вязание»
I. Введение в курс
«Сказание о стране
«Вязания»»
Теория: Легенды. История вязания. Стихи, загадки о клубке, спицах и крючке.
Практика: Демонстрация репродукций. Просмотр популярных журналов. Требование к учащимся.
Методы и формы занятия: Методы стимулирования и мотивации. Фронтальная форма организаций.
2
II. Материаловедение
Т: Общие сведения о применяемых нитках. Классификация ниток. Правила работы с нитями.
П: Способы определения пряжи по составу и качеству.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная работа. Групповая, индивидуальная работа.
2
III. Цвет и сочетание цветов.
Т: Подбор пряжи, цветовая гармония, согласованность в сочетании цветов.
П: Цветовой круг. Цветовой тон. Яркость . Выбор пряжи.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Групповая, парная,
индивидуальная форма работа.
6
IV. Вязание крючком. Простые приемы работы с пряжей.
Т: Сведения о витом шнуре, кистях, помпоне. Сведения о применяемых нитках. Информация о подручных средствах.
П: Простые приемы работы с пряжей: изготовление винтового шнура, кистей и помпона, плетеный шнур. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная,
практическая работа. Индивидуальная форма работы.
10
Основы техники вязания крючком.
1. Воздушная петля.
Т: Сведения о крючке. Общие сведения о вязании крючком. Правильная постановка рук при вязании крючком.
П: Образование первой петли. Строение воздушной петли. Вязание цепочки из воздушных петель.
Изделие из цепочки: закладки. Картины из цепочек. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная,
практическая работа. Индивидуальная форма работа.
4
2. Полустолбик
( плотная петля или соединительный столбик)
Т: Сведения о применяемых нитях. Способ выполнения, условное обозначение.
П: Выполнение полустолбиков. Двойная цепочка. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
4
3. Столбик без накида.
Т: Способы и правила выполнения столбиков без накида. Условное обозначение (УО).
П: Выполнение столбика без накида.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
4
4. Столбик с 1 накидом.
Т: Способ и правила выполнения. Условное обозначение.
П: Выполнение столбиков с одним накидом. Полотно. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение,
практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
2
5. Вязание по схеме.
Т: Схема. Условное обозначение.
П: Знакомство со схемами: начало работы, ряды. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение,
практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
8
6. Вязание по кругу, овалу.
Т: Способ и правила выполнения. Условное обозначение.
П: Выполнение вязания по кругу, овалу, прибавление и убавление внутри круга, овала, окончание работы. Изготовление круглых шариков – бусин (круглые бусины, овальные бусины).
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение,
практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
4
7. Столбик с воздушной петлей.
Т: Схема. Условное обозначение.
П: Выполнение столбиков с воздушной петлей. Квадратик.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение,
практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
4
8. Узор «Сеточка».
Т: Способ и правила выполнения узора.
П: Узор «Сеточка» и схема ее вязания. Салфетки. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работа.
6
9. Образец «Квадрат,
связанный от середины»
Т: Схема. Условные обозначения. Основной мотив.
П: Выполнение образца «Квадрат, связанный от
40
середины».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная,
практическая работа. Индивидуальная форма работа.
V. Игрушки.
Т: Способ и правила выполнения игрушек, схемы; подбор цвета.
П: Выполнение игрушек, сборка и оформление. Изготовление кошелька, цветов, подставки для ручек и др. не сложных игрушек.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка). Самостоятельная, практическая работа. Групповая, парная,
индивидуальная форма работа.
2
VI. Итоговое занятие.
Т: Подведение итоговой работы первой ступени обучения.
П: Кроссворд. Отчетная выставка.
2
ИТОГО:
98
III. Модуль «Ткачество»
Разделы и темы.
Основные теоретические сведения. Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие
Теория: История ковроткачества. История ручного ковроткачества. Виды ковровых техник.
Практика: Подготовка и оснащение рабочего места. Технологическая и трудовая дисциплина. Правила безопасности труда на рабочих местах.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
2
II. Материаловедение
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. инструменты, оборудование.
П: Определение вида пряжи, свойств пряжи (толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность). инструменты, оборудование.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
2
III. Знакомство с технологией
изготовления ковров.
Т: Знакомство с технологией изготовления ковров.
П: Технология ткачества ворсового полотна.
2
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
IV. Технология
изготовления ворсовых ковров.
Т: Изготовление ковриков.(от 2 до 5 цветов), оформление готового изделия.
П: Творческие работы.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
36
V. Итоговое занятие.
Т: Подведение итогов.
П: Выставка работ.
2
ИТОГО:
44
ИТОГО: 144 часов
-
2 ступень обучения
Разделы и темы
Основные теоретические сведения.
Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие.
I Вводная беседа.
Знакомство с детьми и их интересами. Режим работы объединения. Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место учащихся. Знакомство
с программой.
3
II. Модуль «Вязание»
I Вводное занятие
«Путешествие в страну
«Фантазия»»
Теория: История зарождения и развития художественного вязания. История развития вязания на Руси. Прялки. Значение вязания в современной жизни.
Практика: Информация по организации работы творческого объединения, рабочего места.
Инструктаж по технике безопасности. Проведение теста «Какое у тебя воображение»
Методы и формы занятия: Методы стимулирования и мотивации. Групповая, индивидуальная работа.
3
II Материаловедение.
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. Стирка вязаных изделий.
П: Определение вида пряжи, свойств пряжи (толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность).
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
III Цветоведенье
Т: Основы цветоведения. Понятие о цветовом строе (основные, промежуточные, нейтральные цвета) взаимоотношение цветов.
П: Цветовой круг. Композиция. Цвет в вязаных изделиях.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
3
IV Вязания крючком.
Т: Правила работы с крючком. Выбор крючков в зависимости от ниток, изделия и узора, № крючка. При вязании пользуются схемами и словесным описанием
П: Определение количества петель и расхода пряжи. Правильный выбор крючка, зависит от толщены пряжи. Повторение пройденных тем. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
I Основные приемы вязания.
Т: Схема – сочетание символов-обозначений. Все правила схем или описания (сокращения). Раппорт
– повторение через определенное количество петель. При описании начало, и конец раппорта обозначают звездочками (*). Основные приемы
вязания крючком (повторение пройденных тем:
3
воздушная петля, полустолбик, столбик без накида, столбик с одним накидом).
П: Изготовление образцов вязания по схемам. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
1.1 Столбик с двумя накидами.
Т: Способ и правила выполнения столбика с двумя накидами.
П: Схема узора «Сеточка-2».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
1.2 Пышный столбик.
Т: Способ и правила выполнения. Условное обозначение.
П: Выполнение пышных столбиков по схеме. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
6
1.3 Пико.
Т: Способы и правила выполнения пико. Условное обозначение.
П: Техника выполнения и применения пико в узорах.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
1.4 Прибавление петель.
Т: Способы и правила выполнения. Условное обозначение.
П: Упр.№1: Прибавление одного столбика без накида с левого края работы.
Упр. № 2: Прибавление из петли предыдущего ряда.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
1.5 Убавление петель.
Т: Убавление одной или нескольких петель в
одном или нескольких рядах в процессе вязания. П: Упр.№1: Убавление по краям полотна влево. Упр. № 2: Убавление по краям вправо.
Упр. № 3: Убавление петель в середине полотна. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы
(инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
3
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
1.6 Филейное вязание.
Т: Схема филейных узоров. Филейная сетка. Правила выполнения. Прямое прибавление клетки в начале и в конце ряда. Косое прибавление клетки в начале и в конце ряда. Техника вязания прибавленных нескольких клеток в начале и в конце ряда. Горизонтально – ступенчатое убавление ряда. Косое убавление в конце ряда и в пустых, заполненных клетках.
П: Вязание сетки – решетки. Простые филейные узоры (Вязание сетки столбиками с накидами). Заполнение сетки нитками (горизонтальное, вертикальное, фасонное переплетение пряжи). Виды, типы и правила выполнения.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
2. Цветы.
Т: Условные обозначения. Схемы. Основные приемы вязания.
П: Вязание простых цветов, используя полученные знания.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или 15
3. Вязание полотна квадратной формы.
Т: Способ вязания используется для изготовления ковриков, наволочек на диванную подушку, в виде фрагментов на покрывала, для вязания прихваток. П: вязание прихватки (выбор, изготовление прихватки, изготовление петли, отпаривание изделия, оформление).
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или 15
Основные приемы вязания спицами.
1.1 Набор первого ряда.
Т: сообщение о спицах (материал, виды, № - плюсы и минусы в работе). Спицы должны соответствовать толщине пряжи. Набор первой петли. Начальный ряд. Кромочные петли.
Определение длины свободного свисающего конца нити (дополнительная нить)
П: правила и техника набора первой петли, начального ряда.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы
(инструктаж, иллюстрирование, объяснение). Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
1.2 Лицевая петля.
Т: Строение лицевой петли. Лицевые: классический способ – вывязывание за переднюю стенку; перекрещенная «бабушкина петля» - за заднюю стенку. Условное обозначение.
П: Образец из лицевых петель (классическая – за переднюю стенку, перекрещенная «бабушкина петля» - за заднюю стенку). Платочная вязка.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
1.3 Изнаночная петля.
Т: Строение изнаночной петли. Изнаночные – обычные классические, перекрещенные.
Условное обозначение.
П: Образец из изнаночных петель. Чулочная вязка. Плотность по вертикали и горизонтали полотна. Кромочная или краевая петля.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
1.4 Прибавление петель.
Т: Способы прибавления петель для расширения полотна.
П: Упр.№1: прибавление из протяжки петли внутри полотна;
Упр.№2: провязывание из одной петли две; Упр.№3: прибавление петель по краю детали, используется дополнительный набор петель; Упр.№4: провязывание дополнительной петли из петли нижнего ряда.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
1.5 Убавление петель.
Т: Убавление одной или нескольких петель в одном или нескольких рядах в процессе вязания. Провязывание двух и более петель вместе в лицевом ряду.
П: Упр.№1: убавление по краям полотна вправо;
Упр.№2: убавление по краям полотна влево; Упр.№3: убавление петель в середине полотна.
6
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
1.6 Заключительный ряд.
Т: Закрепление (закрытие) петель последнего ряда. Способы закрепления петель.
П: : Упр.№1: закрепление с помощью крючка (классический);
Упр.№2: провязывание вместе двух расположенных рядом петель;
Упр.№3: закрепление петель без рабочей нити; Упр.№4: закрепление петель, когда необходимо, чтобы край вязания остался, не закрепленным (с помощью вспомогательной нити).
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
IV. Техника вязание узоров.
Т: Виды вязания на спицах. Вязание бывает плоскостным (линейным) и круговым.
Плоскостное вязание – все детали вывязываются отдельно, а затем сшиваются (работа ведется на двух спицах). Круговое вязание – изделие трубчатой формы без швов (вжиться при помощи пяти спиц с двумя рабочими концами или на круговых спицах)
П: выполнение плоскостного (линейного) вязания.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
1. Узоры по схемам.
Т: Схема является условным изображением части вязаного полотна на бумаге. Узоры, связанные на спицах, отображаются на бумаге в клетку.
Правила чтения схем. Условные обозначения.
П: Просмотр схем по журналам. Чтение схем и их запись. Условные обозначения.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
3
2. Сочетание лицевых и изнаночных петель
Т: Комбинирование лицевых и изнаночных петель называют «рельефным вязанием.
Особенности вязания «резинки», «путанки» - узоры относятся к двухсторонним вязкам.
Правила вязания полотна. Правильная запись схем вязок».
П: Упр.№1: «Резинка 1х1»; Упр.№2: «Резинка 2х2»;
Упр.№3: «Путанка» или «рис» - 1х1; Упр.№4: «Шахматка 2х2»
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
6
3. Снятые петли.
Т: Снятые петли без провязывания, позволяют
получать рельефные узоры.
П: Снятие петель лицевой, снятие петель изнаночной. Образцы «Простое перетягивание»,
«Рогожка», «Рогожка изнанкой».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
VI. Игрушки
Т: История возникновения игрушки. Материалы и инструменты для забавных поделок. Закрепление знаний и умений в изготовлений игрушек, моделей кукольной одежды крючком и спицами.
П: Выполнение игрушек, одежды для кукол с помощью описания, по схемам и выкройкам. Сборка и оформление.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
20
VII. Итоговое занятие
Т: Подведение итогов работы второй ступени обучения
П: заполнение анкеты. Крассворд «Кое-что о вязании».
Отчетная выставка.
3
ИТОГО
125
III. Модуль «Ткачество»
Разделы и темы.
Основные теоретические сведения.
Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие
Теория: История ковроткачества. История ковроткачества. Ковроткачество на Руси.
Практика: Подготовка и оснащение рабочего места. Технологическая и трудовая дисциплина. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
II. Материалы, оборудование, приспособления для изготовления ковров.
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. Материалы, оборудование, приспособления для изготовления ковров.
П: Подготовка инструментов и оборудования. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
III.Технология изготовления ворсовых ковров
Т: Изготовление ковриков. .(от 5 до 10 цветов), П: Творческие работы, оформление готовых изделий.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или 31
IV.Технология изготовление ковров в технике “ковровой вышивки».
Т: Знакомство технология.
П: Техника выполнения набивного стежка. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
1.Основные приемы работы ковровой иглой.
Т: В работе над гобеленом используют набор инструментов. Строение ковровой иглы и ее заправка.
П: Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
3
2. Изготовления
художественных изделий в технике “ковровой
Т: Процесс изготовления художественных
изделий в технике “ковровой вышивки». Основные правила заполнения простых
Или 31
вышивки».
элементов. Схемы. (от 5 до 10 цветов)
П: изготовления художественных изделий в технике “ковровой вышивки».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
V.Итоговое занятие.
Т: Подведение итоговой работы
П: выставка.
3
ИТОГО:
46
IV. Модуль «Аппликация из шерстяной крошки»
Разделы и темы.
Основные теоретические сведения. Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие
Теория: Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: ткани, бумаги, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, высушенные листья.
Практика: Подготовка и оснащение рабочего места. Технологическая и трудовая дисциплина. Правила безопасности труда на рабочих местах.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
II. Материаловедение
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. инструменты, оборудование.
П: Определение вида пряжи, свойств пряжи (толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность). инструменты, оборудование.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
III. Знакомство с технологией изготовления аппликации
Т: Знакомство с технологией и приемами изготовления аппликации
П: Основные приемы и техники аппликации из шерстяной крошки.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
3
IV. Технология
Т: Изготовление не сложных аппликаций из шерсти с
30
изготовления аппликации из шерстяной крошки.
использованием (от 2 до 5 цветов), оформление готового изделия.
П: Технологический процесс изготовления аппликаций Творческие работы.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
V. Итоговое занятие.
Т: Подведение итогов.
П: Выставка работ.
3
ИТОГО:
42
ИТОГО: 216 часов
-
3 ступень обучения
Разделы и темы.
Основные теоретические сведения. Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие.
I. Вводная беседа.
Знакомство с детьми и их интересами. Режим работы
объединения. Инструктаж по технике безопасности. Рабочее место учащихся. Знакомство с программой.
3
II. Модуль «Вязание»
IВводное занятие
Теория: Художественное вязание. История. Книги, журналы. Мода и вязаные вещи. Цели и задачи учебного года. Правила внутреннего распорядка объединения.
Практика: Подготовка и оснащение рабочего места. Технологическая и трудовая дисциплина.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
IIМатериаловедение
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. Стирка вязаных изделий.
П: Определение вида пряжи, свойств пряжи (толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность).
етоды и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение). Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
3
IIIЦветоведенье
Т: Основы Цветоведение. Понятие о цветовом строе. Взаимоотношение цветов. Цветовой круг.
П: Цветовой круг. Взаимоотношение цветов.
Цветовой строй композиции. Цвет в вязаных
изделиях. Подбор цвета в одежде. Цветовая гармония и влияние цвета на форму и величину предмета.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
IVОсновные приемы вязания крючком.
Т: Схема. Условные обозначения. Основные приемы вязания крючком (Повторение пройденных тем).
П: Изготовление образцов вязания по схемам. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
3
Индивидуальная форма работы.
1. Столбик с тремя и более накидами.
Т: Способ и правила выполнения. Условное обозначение.
П: Выполнение столбиков с тремя и более накидами. Ажурные узоры.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
6
2 Вязаные пуговицы и тесьма.
Т: Условные обозначения, схемы. Основные приемы вязания. Форма.
П: Крупные пуговицы, обтяжка для пуговицы, мелкие пуговицы, пуговицы в форме цилиндра, тесьма из пышных столбиков, мелкие зубчики, длинные зубцы. Отделка одежды, игрушек.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
3 Вязание по схемам. Изготовление салфетки.
Т: История возникновения салфетки. Материалы и инструменты.
Описание работы может иметь две формы:
- словесные пошаговые указания
- схематическое изображение.
П: Вязание салфетки. Накрахмаливание салфетки. Растягивание салфетки.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы
6
VЦветы.
Т: Пряжа для вязания, крючки, вспомогательные средства
П: Выполнение цветов разной сложности. Листочки (плотный овальный листочек, изогнутый листочек, листочек с зубчатым краем).Веточка с листочком.
Цветы (цветок с узкими лепестками, многослойный цветок).Роза.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
Или 9
Прихватки.
Т: От практичного помощника на кухне к декоративному украшению и оригинальному подарку. Материал. Размер. Выбор моделей прихватки.
П: Выбор основного рисунка. Образец. Выполнение. Оформление.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы
Или 9
(инструктаж, иллюстрирование, объяснение). Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
VIОсновные приемы вязания спицами.
Т: Схема. Условные обозначения. Основные приемы вязания спицами. Повторение пройденных тем.
П: Изготовление образцов вязания по схемам. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
1.Набор первого ряда.
Т: Декоративный набор петель. Способы набора петель П: Упр.№1: Утолщенный край из связанных петель –
«болгарский зачин»;
Упр. № 2:Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой;
Упр. №3:Круглый край резинкой 1х1.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
2.Техника вязания узоров
Т: Специальные обозначения (значки – условное обозначение петель, условные сокращения: лиц. – лицевая, изн. – изнаночная петля). Схемы. Правила чтения схем. Раппорт – элемент узора, состоящий из определенного количества петель. Для некоторых узоров используется запись количества петель в раппорте, звездочки (*) обозначают начало и конец раппорта, дополнительные петли, симметрия узора. Расчет плотности вязания.
П: Выполнение заданий по теоретической части урока. Определение почерка вязальщицы.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
3.Сочетание лицевых и изнаночных петель.
Т: Плотное, рельефное вязание. Правила вязания. Рельефные узоры.
П: Упр. №1: Путанка (жемчужный);
Упр. № 2: Рельефные узоры в клетку (шахмотка); Упр. №3: Ромбы;
Упр. №4: Двойная резинка.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
4.Накиды
Т: Основой всех ажурных узоров является накид. Накид – это дополнительная петля в ряду.
Выполняется двумя способами: движением спиц на
6
себя и от себя. Двойной накид.
П: Закрепление урока на образцах. Английская резинка.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
5.Простой ажур
Т: Ажур – фактурный узор, образуемый при сочетании основных петель с накидом. Использование пряжи для вязания ажурных узоров. Ажурные узоры относятся к односторонним вязкам. Сочетание накидов с
провязыванием нескольких петель вместе лицевой двумя способами: за переднею стенку, за заднюю стенку, две петли вместе изнаночной. Правила вязания. Условное обозначение. Раппорт.
П: Упр. №1: «Мережка горизонтальная»; Упр. № 2: «Мережка вертикальная»; Упр. №3: «Диагональные полосы»; Упр. №4: «Ажурная снежинка»;
Упр. №5: «Елочка»;
Упр. № 6: «Ромбы с сеточкой».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
6
6.Пестрое вязание (многоцветные узоры).
Т: Правильный выбор тона. Правила подбора цвета. Двухцветный узор
П: Упр. №1: «Двухцветная плетенка»; Упр. № 2: «Цветная шахматка»;
Упр. №3: «Горизонтальные полоски»; Упр. №4: «Вертикальные полоски».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
6
7. Круговое объемное вязание.
1Варежки
Т: Снятие мерок, расход пряжи. Расчет и распределение петель для вязания варежки по кругу. Резинка - манжета, отверстие для большого пальца. Убавление петель в верхней части рукавицы. Убавление петель большого пальца.
П: Упр. №1: Варежка по кругу;
Упр. №2: Варежка из двух частей.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
Или 9
2 Носки, гольфы….
Т: Расход пряжи. Расчет петель. Начало вязания
носка (манжета), обычно выполняют резинкой.
Или 9
Начало вязания пятки, высота пятки, формирование пятки. Набор петель из кромочных после выполнения пятки. Вязание носка до убавления на мыске. Убавление петель на мыске.
П: Упр. №1: Носки, связанные по кругу; Упр. № 2: Носки из двух частей; Упр. №3: Гольфы;
Упр. №4: Носки – следки, тапочки; Упр. №5: Гетры;
Упр. №6: Детские башмачки (пинетки).
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
VIIТехника вязания изделия 1 Шарфы, палантины.
Т: Беседа о качестве работы над изделием. Шарф может быть длинным или коротким, широким или узким, с кистями и помпонами или вовсе без украшений. Палантин – широкий, и, как правило односторонний. Правила вязания. Требование.
Практические советы по уходу за вязаными изделиями.
П: Выполнение несложных изделий по желанию детей. Расчет количества пряжи, спиц. Выбор основной вязки.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
Или 9
2 Головные уборы
Т: Сообщение из истории головных уборов. Строение шапок и шляп. Типы шапок и шляп. Выбор пряжи. Правила вязания. Снятие мерок. Размеры.
Выкройка – основа. Техника вязания разных шапочек. Практические советы.
П: Выполнение несложных по выполнению шапок по желанию детей.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
Или 9
3 Сумки, чехлы для сотовых телефонов, кошельки, футляры для очков, косметички.
Т: Форма сумок и рюкзаков. Материалы: выбор пряжи, веревки, шнуры, тесьма, полоски, нарезанные из ткани, полоски, нарезанные из полиэтиленовых пакетов, полоски, нарезанные из кожи. Советы.
Выбор и расход пряжи. Выбор рисунка. Расчет петель. Закрепление формы изделия. Сборка.
П: Основные приемы вязания крючком, спицами.
Вязание на шнуре. Сборка, декоративная отделка и украшение изделия (вышивка по трикотажу: «петля»,
«крест», «тамбурный шов»). Вшивание замка –
Или 9
«молнии».
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
4 Топ – кофточки.
Т: Моделирование. Мерки. Расчет. Контрольный образец. Спинка. Перед. Соединительные швы. Оформление изделия.
П: Спинка. Перед. Вывязывание пройм, плеч, горловины. Оформление изделия.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
Или 9
VIIIИгрушки.
Т: История возникновения игрушки. Материалы и инструменты для забавных поделок. Для устойчивости использования каркаса. Набивка.
Оформление лица или мордочки игрушки.
П: Выполнение игрушек с помощью описания, схем и выкройкам. Сборка и оформление.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
15
IXПодведение итогов
Т: Подведение итогов работы после третьей ступени обучения.
П: Заполнение анкеты. Тестирование. Отчетная
выставка.
3
Итого
101
III. Модуль «Ткачество»
Разделы и темы.
Основные теоретические сведения. Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие
Теория: История ковроткачества. История ковроткачества. Современные виды гобеленов и текстильной пластики.
Практика: Подготовка и оснащение рабочего места. Технологическая и трудовая дисциплина.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
II. Материалы, оборудование, приспособления для изготовления ковров.
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. Материалы, оборудование, приспособления для изготовления ковров.
П: Подготовка инструментов и оборудования. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или
39
III. Технология изготовления ворсовых ковров
Т: Изготовление ковриков. .(от 5 до 10 цветов),
П: Творческие работы, оформление готовых изделий. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или
39
IV. Технология изготовление ковров в технике “ковровой вышивки».
Т: Закрепление навыков работы с ковровой иглой на рамке.
П: Техника выполнения набивного стежка. Творческие работы.( от10и более цветов)
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
V. Ручной ткацкий станок.
Т: Виды ткацких рам и станков. Краткая история их развития от ручного ткачества до механического.
Устройство ручного горизонтального полумеханического станка. Устройство ткацкой рамы с бердом, название и назначение ее частей. П: Последовательность подготовки рамы к работе. Устройство ткацких рам с ремизками, их разновидности. Способы подготовки их к работе. Способы натягивания основы, их преимущества и недостатки для различных видов декоративных
работ. Работа на ткацком станке Разработка проекта изделия из полос (пояс, половик, салфетка, сумка, подушка)
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или
39
VI. Витье и плетение поясов.
Т: Основные сведения о поясе, как о предмете определённых обычаев.
П: Знакомство с поясом, как древнейшим элементом в одежде, его назначением и местом в жизни человека.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
VII. Устройство ткацкой рамы с бердом.
Т: Инструменты и материалы, используемые в работе.
П: Выполнение
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
Или
39
VIII. Изготовление пояса
Т: Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми при ткачестве пояса на бердо.
Отработка навыков снования основы на маленькую раму.
Знакомство с приемами выполнения витого пояса на основе двух, трех и четырех нитей, простейшие цветовые гармонии.
П: Изготовление витого пояса одного, двух и трех цветов . Оформление концов пояса простой кистью. Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
9
IX. Плетение пояса на пальцах (дерганье ).
Т: Знакомство с простейшими способами изготовления пояса (тесьмы и закладок) без применения инструментов.
П:. сплести закладку, тесьму или пояс.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа.
Индивидуальная форма работы.
3
X. Итоговое занятие.
Т: Подведение итоговой работы П: выставка.
3
ИТОГО:
63
IV. Модуль «Аппликация из шерстяной крошки»
Разделы и темы.
Основные теоретические сведения. Практические работы.
Часы
I. Вводное занятие
Теория: Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: ткани, бумаги, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, высушенные листья. Виды аппликаций.
Практика: Подготовка и оснащение рабочего места. Технологическая и трудовая дисциплина. Правила безопасности труда на рабочих местах.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
II. Материаловедение
Т: Классификация ниток. Сведения о свойствах и видах ниток. инструменты, оборудование.
П: Определение вида пряжи, свойств пряжи (толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность). инструменты, оборудование.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
III. Знакомство с технологией изготовления аппликации
Т: Знакомство с технологией и приемами изготовления аппликации. Подбор необходимых шаблонов, рисунков. Подбор цветовой гаммы.
П: основные приемы и техники
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
3
IV.Технология изготовления аппликации из шерстяной крошки.
Т: Изготовление аппликаций из шерсти с использованием (от 5 и более цветов), оформление готового изделия. Рамочки из байкальского песка. П: Технологический процесс изготовления аппликаций. Творческие работы.
Методы и формы занятия: Сочетание словесных и наглядных методов. Репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение).
Самостоятельная, практическая работа. Индивидуальная форма работы.
40
V. Итоговое занятие.
Т: Подведение итогов. П: Выставка работ.
3
ИТОГО:
52
ИТОГО: 216 часов
Практики
Нет